ПРИНЯТО
Педагогическим советом
"Панинская ООШ "
Протокол № 2 от 30.10.2020
МБОУ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "Панинская ООШ"
___________Е.В. Щербакова
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Панинская основная общеобразовательная школа"
Спасского муниципального района Рязанской области
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Положение) в
общеобразовательном учреждении МБОУ "Панинская ООШ":
– определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольнооценочных процедур;
– регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур;
– закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям и функционал субъектов
внутренней оценки качества образования;
– обеспечивает соответствие результатам независимой оценки качества образования;
– учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования ОО и
параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества
образования.
1.2. Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения
образовательных результатов обучающихся в рамках основных образовательных программ по
уровням общего образования.
1.3. Положение разработано в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение
функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО);
- Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Приказом Минобрнауки № 426 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении
самообследования в образовательной организации";
- Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 426;
- Показателями деятельности образовательного учреждения, подлежащей самообследованию,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324;
- Локальными актами МБОУ "Панинская ООШ";
- Уставом школы.
1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения:
– качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического
или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,
в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы;
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению
безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных
процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным
ожиданиям.
ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования. Это система мероприятий и
процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества
образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и
объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОУ,
и результатах освоения программ обучающимися;
НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг и соответствие качества
этих услуг федеральным требованиям.
ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает
гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
Диагностика – контрольный замер, срез.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг – долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью
анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта;
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
ГИА – государственная итоговая аттестация.
ЕГЭ – единый государственный экзамен.
ОГЭ – основной государственный экзамен.
КИМ – контрольно-измерительные материалы.
ООП – основная образовательная программа.
УУД – универсальные учебные действия.
1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в
ОУ и включает в себя:
– субъекты контрольно-оценочной деятельности;
– контрольно-оценочные процедуры;
– контрольно-измерительные материалы;
– аналитические документы для внутреннего потребления;
– информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
Лицензирования;
Аккредитации;
Государственной (итоговой) аттестации выпускников;
Системы внутришкольного контроля;
Мониторинга качества образования (национальных, региональных и муниципальных
исследований качества образования, муниципальных и региональных мониторингов условий
реализации Стандартов).
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
Образовательная статистика;
Промежуточная и итоговая аттестация;
Мониторинговые исследования;
Социологические опросы;
Отчеты работников школы;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
1.8. Положение о ВСОКО утверждается директором учреждения. Педагогический совет
МБОУ "Панинская ООШ» имеет право вносить изменения и дополнения в Положение о
ВСОКО.
2. Основные цели, задачи и принципы
внутренней системы оценки качества образования.
2.1.
Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение
следующих задач:
Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в
образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих
решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и
образовательного результата.
Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве
образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки
эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества
образования.
2.2.
Цели внутренней системы оценки качества образования:
Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на
качество образования в школе;
Получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной
информации о качестве образования;
Принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
Прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.3.
В основу ВСОКО положено следующие принципы:
Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования; Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования;
Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
Оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного
использования;
Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации
данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными
показателями;
Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей
и взаимозависимости;
Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в школе.
2.4. Внутренняя система оценки качества образования:
• функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как
основой управления образовательной деятельностью образовательной организации;
• направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки
качества образования;
• учитывает федеральные требования к порядку проведению образовательной организацией
процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального
государственного контроля качества образования.
3.
Организационная и функциональная структура ВСОКО.
3.1.
Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию школы, педагогический совет, методический совет (при наличии),
методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический
консилиум, творческие группы и т.д.).
3.2.
Администрация школы (директор и его заместитель):
Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и
приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;
Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих
мероприятиях;
Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;
Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку,
хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне школы;
Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольнооценочных процедур;
Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный
и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационноаналитические материалы по результатам оценки качества образования (самообследование,
публичный доклад и т.д.);
Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Педагогический совет и методические объединения учителей-предметников (при
отсутствии данного органа, функции выполняет администрация):
Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов школы;
Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
Проводят экспертизу организации, содержания и результатов
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
аттестации
Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет:
Содействует определению стратегических направлений развития системы образования
в школе;
Принимает участие в формировании информационных
пользователей системы оценки качества образования школы;
запросов
основных
Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации учебного процесса в школе;
Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;
Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в школе;
Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию.
3.5. Классный руководитель:
Определяет уровень воспитанности каждого ученика;
Своевременно доводит итоги до сведения учащихся и родителей;
Анализирует динамику развития личности каждого учащегося;
Разрабатывает и предлагает учащимся, родителям рекомендации по самооценке
результатов воспитания.
3.6. Ученик:
Развивает стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации
и самопрезентации;
Овладевает ключевыми компетенциями и культурой умственного труда;
Накапливает достижения и формирует портфолио.
3.7. Родители ответственны за:
Создание условий в семье, обеспечивающих
интеллектуальное развитие личности ребенка;
Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка;
Исполнение рекомендаций
руководителя;
Участие в соуправлении школой.
физическое,
нравственное
и
социального педагога, психолога, учителя, классного
3.8. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и
сроки определяются ежегодным приказом руководителя ОО «Об организации и проведении
контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании».
3.9. Согласованная работа всех организационных структур ВСОКО позволяет обеспечить
школьный стандарт качества образования.
4. Содержание ВСОКО
4.1. Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:
1. Качество образовательных результатов (Приложение 1)
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);
личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
здоровье обучающихся (динамика);
достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
профессиональное самоопределение обучающихся.
2. Качество реализации образовательного процесса (Приложение2)
основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС);
рабочие программы по предметам
программы внеурочной деятельности
реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС);
качество работы классного руководителя;
удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;
адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий
уровень образования.
3. Качество
условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ
(Приложение 3)
материально-техническое обеспечение;
информационно-развивающая среда;
организация питания;
кадровое обеспечение;
общественно-государственное управление (Управляющий совет школы, педагогический
совет, классные родительские комитеты, совет обучающихся);
документооборот и нормативно-правовое обеспечение.
4.2. Направления, обозначенные в п.4.1., распространяются как на образовательную
деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность,
осуществляемую по ФКГОС.
5. Объекты оценки качества образования.
№
п/
п
Объект
оценки
Показатели
Методы
оценки
Ответственный
I. Качество образовательных результатов
Промежуточны Зам. директора по
1 Предметны доля неуспевающих;
е
доля обучающихся на «4» и
й и итоговый УВР
результаты «5»; средний процент
контроль;
выполнения заданий
мониторинг;
административных
анализ
контрольных работ;
результатов
доля обучающихся 9 класса, итоговой
преодолевших минимальный аттестации
порог при сдаче
государственной аттестации
по предметам русский язык,
математика и двум предметам
по выбору;
доля обучающихся 9 класса,
получивших аттестат;
доля обучающихся 9 класса,
получивших аттестат особого
образца.
качество знаний
обучающихся 2-х-8-х
классов по русскому языку,
математике
–готовность и адаптация к
обучению обучающихся 1-х
классов;
–обученность и адаптация
обучающихся 5-х классов;
Результаты участия в ВПР и
НИКО (согласно приказу
Минобрнауки или ДО ВО)
2 Метапредм Уровень освоения
етные
планируемых
Комплексные
контрольные
Классный
руководитель,
Сроки
по итогам
четверти,
полугодия;
учебного года
в соответствии с
планом ВШК
мониторинга
(Приложение 1)
в соответствии с
планом ВШК
3
4
5
6
7
результаты метапредметных результатов работы,
зам. директора по
в соответствии с перечнем из Анализ
УВР
образовательной программы урочной и
ОУ (высокий, средний,
внеурочной
низкий). Динамика
деятельности
результатов
Личностны Уровень сформированности
Мониторингов Классный
е
планируемых личностных
ое
руководитель,
результаты результатов в соответствии с исследование зам дир. по УВР
перечнем из образовательной Анализ
программы ОУ (высокий,
урочной и
средний, низкий).
внеурочной
Динамика результатов
деятельности
Здоровь
Уровень физической
Мониторин Классный
е
подготовленности
говое
руководитель
обучаю
обучающихся
исследова
щихся
доля обучающихся по
ние.
группам здоровья
Наблюдение
Доля обучающихся,
которые занимаются
спортом.
Процент пропусков уроков
по болезни.
Процент занимающихся в
спортивных секциях,
кружках спортивного
направления
Достижения Доля обучающихся,
Наблюдение
Классный
обучающихс участвовавших в конкурсах,
руководитель
я на
олимпиадах по предметам на
Зам дир. по УВР
конкурсах, уровне: школа, район, область
соревновани и т.д.
ях,
Доля победителей (призеров)
олимпиадах на уровне: школа, район,
область и т.д.
Доля обучающихся,
участвовавших в спортивных
соревнованиях на уровне:
школа, район, область и т.д.
Доля победителей спортивных
соревнований на уровне:
школа, район, область и т.д.
Удовлетвор Доля родителей,
Анкетирование Классный
ённость
положительно высказавшихся в рамках
руководитель
родителей по вопросам качества
родительского
качеством образовательных результатов собрания
образовател
ьных
результатов
Профессион Доля выпускников 9 го
Классный
мониторинга
(Приложение 4)
в соответствии с
планом ВШК
мониторинга
(Приложение 5)
Замеры
показателей физ.
Развития в начале
и конце года
(нормы ГТО)
1 раз в четверть
1 раз в четверть
1 раз в четверть
в соответствии с
планом ВШК
мониторинга
Конец учебного
года (1р в 2 года)
По поступлению
альное
самоопредел
ение
класса поступивших в
руководитель,
ССУЗ или продолживших
зам дир. по УВР
обучение в 10 классах
II. Качество реализации образовательного процесса
Директор
8 Основные Соответствие образовательной Экспертиза
образовател программы
федеральным
Зам. директора по
ьные
требованиям:
УВР
программы Отражает в полном объеме
идеологию ФГОС.
Контроль состояния условий
реализации ООП
Контроль
реализации
Программы
Воспитания*(название
соответствует
новым
редакциям ФГОС) и
Программы
коррекционной
работы
9 Рабочие
программы
по
предметам
10 Программы
внеурочной
деятельност
и
Соответствие ФГОС,
Соответствие ООП
Соответствие учебному плану
школы
Соответствие ФГОС
Соответствие запросам со
стороны родителей и
обучающихся.
Доля обучающихся,
занимающихся по программам
внеурочной деятельности
экспертиза
11 Реализация Соответствие учебных планов
учебных
и рабочих программ ФГОС
планов и
Процент выполнения
рабочих
программ
программ
Составление и реализация
12 Качество
работы
плана воспитательной работы
классного классного руководителя
руководител
я;
Экспертиза
Экспертиза
директор
Зам дир. по УВР
Мониторинг
Экспертиза
По мере
поступления
федеральных,
региональных
документов,
влияющих на
ООП.
Оценка ООП
проводится на
этапе ее
согласования
(результаты
оценки ООП
прикладываются
к протоколу
утверждения
программы
органом
коллегиального
управления
Директор
Начало учебного
Зам. директора по года
УВР
Анкетирование
итоговый
контроль
данных
Директор
Зам дир. по УВР
Начало учебного
года
В течение года и в
конце года, в
соответствии с
планом ВШК и
мониторинга
один раз в год, в
соответствии с
планом ВШК и
мониторинга
Зам.директора по Раз в четверть
УВР
справка завуча по
ВР о состоянии
Плана
Воспитательной
работы
13 Удовлетвор Доля учеников и их родителей Анкетирование Зам дир. по УВР 1 раз в год
ённость
(законных
представителей)
(апрель)
14
16
17
18
19
20
учеников и каждого класса, положительно
их
высказавшихся по каждому
родителей предмету и отдельно о
уроками и различных видах условий
условиями в жизнедеятельности школы
школе
Организаци Доля обучающихся,
Экспертиза
Зам дир. по УВР В соответствии с
я занятости посещающих кружки, секции
планом ВШК и
обучающихс и т.д. во внеурочное время
мониторинга
я
Доля обучающихся,
принявших участие в
мероприятиях,
организованных во время
каникул
III. Качество условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ
Материальн Соответствие материальноЭкспертиза
Директор
1 раза в год
отехнического обеспечения
Зам дир. по УВР
техническое требованиям ФГОС
обеспечение
Информаци Соответствие информационно- Экспертиза
Директор
в течение года
оннометодических условий
Зам дир. по УВР
развивающа требованиям ФГОС
я среда
Обеспеченность обучающихся
учебной литературой
Соответствие школьного сайта
требованиям
Организаци Охват горячим питанием
Мониторинг Родительский
1 раз в месяц
я питания
комитет
Доля учеников, родителей и
педагогов, высказавшихся об
анкетировани
организации горячего питания е, опрос
Использова Доля учащихся, посетивших
Мониторинг Зам дир. по УВР Конец учебного
ние
учреждения культуры,
года
социальной искусства и т.д.
сферы
Доля обучающихся, занятых в
социума.
ДО
анализ
Доля мероприятий,
проведенных с привлечением
социальных партнеров, жителей
микрорайона и т.д.
Кадровое
Укомплектованность
Экспертиза
Зам дир. по УВР На начало
обеспечение педагогическими кадрами,
учебного года
имеющими необходимую
квалификацию, по каждому из
предметов учебного плана;
Доля педагогических
работников, имеющих
квалификационную категорию;
Доля педагогических
Конец учеб. года
работников, прошедших курсы
повышения квалификации;
Доля педагогических
работников, получивших
поощрения в различных
конкурсах, конференциях;
Доля педагогических
работников, имеющих
методические разработки,
печатные работы, проводящих
мастер-классы
обучающихся, Экспертиза
21 Общественн Доля
оучаствующих в ученическом
государстве самоуправлении.
нное
Доля родителей, участвующих в
управление работе родительских комитетов,
и
Совета ОУ
стимулиров
ание
качества
образования
.
школьной Экспертиза
22 Документоо Соответствие
борот и
документации установленным
нормативно- требованиям
правовое
Соответствие требованиям к
обеспечение документообороту.
Полнота нормативно-правового
обеспечения
Зам дир. по ВР
Конец учебного
года
директор
В течение года
6. Права и ответственность участников оценочных мероприятий
6.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса имеют право на конфиденциальность
информации.
6.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
6.3. За организацию мониторинга несут ответственность:
• за дидактический мониторинг – заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
• за воспитательный мониторинг – заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
• за психолого-педагогический мониторинг – классный руководитель;
• за медицинский мониторинг –классный руководитель;
• за управленческий мониторинг – директор школы.
7. Итоги внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)
7.1. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании
(Приложение 6).
7.2. Итоги ВСОКО оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в
справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые
рекомендации (самообследование, публичный отчет, справки).
7.3. Исследования ВСОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета,
совещаниях при директоре, при завучах, на заседаниях методических объединений и
методических советов (при наличии).
7.4. Итоги оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к
данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
7.5.
По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации,
принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и
прогнозирование развития школы.
Приложение 1
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
Показатели оценки предметных образовательных результатов
1
Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и
Единица
измерения
Чел. / %
«5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
2
Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку1
Балл
3
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
6
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
Чел. / %
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку,
в общей численности выпускников 9-го класса
7
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
Чел. / %
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в
общей численности выпускников 9-го класса
10
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не
Чел. / %
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
12
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
1
Чел. / %
14
Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в
Чел. / %
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
15
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и
Чел. / %
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в
том числе:
18
– муниципального уровня;
Чел. / %
– регионального уровня;
Чел. / %
– федерального уровня;
Чел. / %
– международного уровня
Чел. / %
Численность / удельный вес численности выпускников, получающих
Чел. / %
образование в ССУЗах
20
Численность/ удельный вес численности учащихся, справившихся с ВПР
Чел. / %
по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по
внешнему мониторингу качества образования)
21
Численность/ удельный вес численности учащихся, не справившихся с ВПР Чел. / %
по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по
внешнему мониторингу качества образования)
22
Результаты промежуточной аттестации в 2-8 классах по русскому языку и
Чел. / %
математике:
% качества в каждом классе по каждому предмету
% успеваемости в каждом классе по каждому предмету
Приложение 2
№
Критерии оценки
Единица измерения
1. Образовательная деятельность
1.1
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
1.2
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
– начального общего образования;
Чел.
1.3
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется / не имеется.
Количество чел.
1.4
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется / не имеется.
Количество чел.
2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС
2.1
2.2
Соответствие структуры и содержания учебного плана
Соответствует /
требованиям ФКГОС
не соответствует
Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся,
Имеется / не имеется
осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах
2.3
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане
Имеется / не имеется
образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей) при формировании
компонента ОО
2.4
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
Имеется / не имеется
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана
2.5
Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов,
Соответствует /
курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам,
не соответствует
дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС
2.6
Наличие программ воспитательной направленности
Имеется / не имеется
2.7
Наличие индивидуальных учебных планов для профильного
Имеется / не имеется
обучения
3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
3.1
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует /
не соответствует
3.2
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
Имеется / не имеется
части, формируемой участниками образовательных отношений
3.3
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
Соответствует /
составу предметных областей и наименованиям учебных
не соответствует
предметов
3.4
3.5
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
Соответствует /
объему часов
не соответствует
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствует /
не соответствует
3.6
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
Имеется /
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
не имеется
соответствие требованиям ФГОС
3.7
3.8
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
Имеется /
формируемой участниками образовательных отношений
не имеется
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество ед. / не
имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество ед. / не
развивающимися сверстниками (по рекомендациям ПМПК)
имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед. / не
имеется
3.9
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется / не имеется
3.10
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
не соответствует
деятельности
3.11
3.12
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/
ФГОС по объему часов
не соответствует
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
Имеется / не имеется
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
3.13
Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется / не имеется
3.14
Наличие Программы воспитания
Имеется / не имеется
Приложение 3
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Группа
Критерии оценки
Контроль
Кадровые
Численность / удельный вес численности
Чел. /
условия
педагогических работников, имеющих
%2
высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей
2
Связка «чел./%» предполагает фактическое количество человек и их долю к общему количеству
педагогических работников, задействованных в реализации ООП того или иного уровня общего образования.
«дорожной карты»
Факт выполнения
(«дорожная карта»)
Планируемый показатель
на старте
Фактический показатель
состояния условий
Единица измерения
условий
численности педагогических работников, в
том числе:
– первая;
– высшая
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников в общей
численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние три года повышение
квалификации по профилю
профессиональной деятельности и (или)
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников,
своевременно прошедших повышение
квалификации по осуществлению
образовательной деятельности в условиях
ФГОС общего образования, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, прошедших
Чел. / %
повышение квалификации за последние 3
года
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами конкурса
«Учитель года»
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами
региональных конкурсов
профессионального мастерства
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, имеющих
публикации в профессиональных
изданиях на региональном или
федеральном уровнях
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
педагогических работников, ведущих
личную страничку в сети Интернет
Психолого-
Количество педагогов-психологов в
педагогические
штатном расписании
условия
Количество педагогов-психологов по
Чел.
Чел.
совместительству
Количество социальных педагогов
Чел.
Количество дополнительных
Ед.
образовательных программ на базе
школы, разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения,
Имеется
приспособленного для индивидуальных
/ не
консультаций с обучающимися,
имеется
родителями
Материально-
Количество компьютеров в расчете на
Ед.
технические
одного учащегося
условия
Оснащенность учебных кабинетов
Ед. / %
(в соответствии с ФГОС / федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки
Да / нет
Численность / удельный вес численности
Чел. / %
учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться интернетом, в
общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых
Кв. м
осуществляется образовательная
деятельность, в расчете на одного
учащегося
Учебно-
Количество экземпляров учебной и
методическое и
учебно-методической литературы в
информационно
общем количестве единиц хранения
е обеспечение
библиотечного фонда, состоящих на
Ед. / %
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников и
Соответс
учебных пособий федеральному перечню
твует
/ не
соответс
твует
Соответствие содержания сайта
Соответст
требованиям статьи 29 Федерального
вует /
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
не
Российской Федерации»
соответст
вует
Приложение 4
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Объект
оценки
Вид
Формы
Периодичность Результат
контроля (процедуры)
(продукт)
оценки
оценки
Критерии оценки
Уровни
Формы
фиксации
Сформирован
ность
регулятивных
,
коммуникати
вных
и
познавательн
ых
УУД
наблюдение начало
Входной
учебного года
Особенности
отношения
обучающихся к
в ходе
учебному
изучения
материалу, их
программного поведение и
материала
деятельность в
различных
в конце
учебных
каждого года ситуациях
обучения
Сформированность
регулятивных УУД
Действие целеполагания
Действие планирования
Действие контроля и
коррекции
Действие оценки
Саморегуляция
высокий
средний
низкий
Сводная
таблица
сформирован
ности УУД
по уровням
по окончании
уровня
обучения
Получение знаний из
учебника и информации,
полученной на уроке.
Умение отличать известное от
неизвестного в ситуации,
специально
созданной учителем.
Умение делать выводы.
Анализ объектов с целью
выделения существенных
признаков.
Группировка и
классификация объектов.
Установление причинноследственных связей.
Умение выявить аналогии на
Текущий
Промежу
точный
Итоговый
Сформированность
познавательных УУД
предметном материале.
Умение использовать
знаково-символические
средства для создания
моделей и схем.
Сформированность
коммуникативных
УУД.
Умение работать в паре и
группе.
Умение оформлять свою мысль в
устной речи.
Сформированность норм
общения.
Умение выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
оппонента) в соответствии с
задачами учебной
деятельности.
Письменная
Учебное
в течение года
работа
(эссе,
проектирова
реферат,
ние
аналитические
материалы,
отчёты о
проведённых
исследованиях,
доклады)
Художественная
творческая работа
(в области
литературы,
музыки,
изобразительного
Познавательные Способность к
самостоятельному
приобретению знаний и
решению проблем (умение
поставить проблему и выбрать
способы её решения;
поиск, обработка
информации, формулировка
выводов; обоснование и
создание модели, макетов и
объектов творческого решения).
Сформированность
предметных знаний и
способов действий (умение
раскрыть содержание работы,
базовый Классный
повышен журнал
ный
Сводная
таблица
сформирован
ности
навыков
проектной
деятельности
по уровням
Портфолио
Комплексна 2 раза в год
я
контрольная
работа
искусства),
представленная в
виде
прозаического или
стихотворного
произведения,
инсценировки,
художественной
декламации,
исполнения
музыкального
произведения,
компьютерной
анимации.
Материальный
объект, макет,
иное
конструкторское
изделие.
Отчётные
материалы по
проекту, которые
могут включать
как тексты, так и
мультимедийные
продукты
умение грамотно и
обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой
использовать имеющиеся
знания и способы действий.
Письменная
работа
Уровень
сформированности
предметных аспектов
обучения
Компетентность
обучающегося в решении
разнообразных проблем
Регулятивные Сформированность
регулятивных действий
(умение самостоятельно
планировать и управлять
своей познавательной
деятельностью во времени, умение
использовать
ресурсные возможности для
достижения цели, умение
осуществлять свой выбор
конструктивных стратегий в
трудных ситуациях).
Коммуникативные
Сформированность
коммуникативных действий
(умение ясно изложить выбранную
тему, умение оформить
выполненную работу и представить
её
результаты, умение
аргументировано ответить на
вопросы).
высокий сводная
повышенн таблица по
ый
уровням
базовый
пониженн
ый
низкий
Уровень
самостоятельности
выполнения работы
Приложение 5
Система оценки личностных достижений обучающихся
Объект
оценки
Вид
контроля
Формы
(процедур
ы)
оценки
Диагности
ка
Сформированн
ос
ть личностных
универсальных
учебных
действий:
самопознания
и
самоопределен
ия
,
смыслообразов
ания,
ценностнонравственной
ориентации
Входной
(начало
учебного
года)
Промежуточн
ый (в конце
каждого года
обучения)
Итоговый (по
окончании
уровня
обучения)
наблюдение
уровень
в конце
воспитанност года
и
беседа
отношение к
школе
1 раз в год
экспертные
оценки
адаптация
первоклассни
ков
анкетировани
е
мониторинг
уровня
здоровья
Октябрьноябрь
критериальн
оориентирован
ные
методики
нетестового
типа
Периоди
чность
конец
учебного
года
мотивация
в конце 1
учебной
полугодия
деятельности
Рейтинг
предметов
ноябрьдекабрь
Уровень
оценки
Результат
(продукт)
оценки
Критерии
оценки
1) соблюдение
норм и правил
поведения
2) участие в
общественной
жизни ОУ и
ближайшего
социального
окружения,
общественнополезной
деятельности
3)
ответственность
за результаты
обучения4
) готовность и
способность
делать
осознанный
выбор своей
Сформированность высокий
внутренней
средний
позиции
низкий
обучающегося:
познание нового,
овладение
умениями
и новыми
компетенциями,
характер учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками,
ориентация на
успех
в обучении;
сформированность
основ гражданской
идентичности:
чувства гордости за
свою Родину,
любви к своему
краю,
Формы
фиксации
результат
ов
Портфолио
Таблицы
Аналитическ
ая
справка
Сводная
таблица
Самооценка
личности
критериальн психологичес февраль
окий климат
ориентирован класса
ное
тестирование
тесты
Удовлетворё
нность
в конце
образователь учебного
ными
года
услугами
образовательной
траектории
5) ценностносмысловые
установки
обучающихся,
формируемые
средствами
различных
учебных
предметов в
рамках
системы
общего
образования.
осознание своей
национальности,
уважение к
культуре
и традициям
народов
России и мира;
развитие доверия и
способности к
пониманию и
сопереживанию;
сформированность
самооценки;
сформированность
мотивации учебной
деятельности;
сформированность
моральноэтических
суждений:
способность к
решению
моральных
проблем,
способность
к оценке своих
поступков с точки
зрения
соблюдения/наруш
ения моральной
нормы.
Приложение 6
Структура отчета о самообследовании3
№
Название4
Содержимое
Общая
Полное наименование и контактная информация ОО
характеристика
в соответствии со сведениями в уставе.
образовательной
Наличие лицензии на осуществление образовательной
деятельности ОО
деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых
раздела
1
образовательных программ.
Взаимодействие с организациями-партнерами, органами
исполнительной власти.
Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при
наличии)
2
Система
Структура управления, включая органы коллегиального и
управления ОО
общественного управления.
Взаимосвязь структур и органов управления
3
Содержание
Виды реализуемых ООП.
подготовки
Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням
обучающихся
общего образования:
– начального общего;
– основного общего;
– среднего общего.
Количество индивидуальных учебных планов по разным
категориям обучающихся.
Направления дополнительных общеразвивающих программ.
Количество обучающихся в объединениях дополнительного
образования по каждому направлению
4
Качество
Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки).
подготовки
Количество учащихся, набравших не менее (указать
обучающихся
количество) баллов по трем предметам ГИА.
3
С учетом и на основании показателей эффективности деятельности организации, подлежащей
самообследованию по приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324.
4
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462.
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ОГЭ.
Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников
(по уровням).
Количество учащихся, преодолевших установленный
минимальный порог в общегородских обязательных
метапредметных диагностиках.
Иное (например, итоги индивидуального учета
образовательных результатов в технологии Портфолио)5
5
Особенности
Количество классов-комплектов.
организации
Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/
учебного процесса
шестидневная неделя).
Продолжительность учебного года и каникул
Количество обучающихся, получающих образование:
– в очно-заочной форме;
– заочной форме.
Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям.
Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой
форме.
Количество обучающихся, осваивающих ООП:
– с применением дистанционных технологий;
– с применением электронных средств обучения
6
Информация о
Поступление в ссузы выпускниковэ
востребованности
Процент поступления в ссузы от общего количества
выпускников
выпускников.
Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения
получения образования
7
5
Кадровое
Доля педагогических работников с высшим образованием.
обеспечение
Категорийность педагогических работников.
образовательного
Группы педагогических работников по стажу работы.
процесса
Возрастной состав педагогических работников.
Раздел включается в отчет о самообследовании по решению ОО.
Повышение квалификации педагогических работников.
Обеспеченность педагогическими работниками неосновного
назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог)
8
9
Учебно-
Соответствие используемых учебников федеральному перечню.
методическое
Общее количество учебных и учебно-методических пособий,
обеспечение
используемых в образовательном процессе.
образовательного
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
процесса
литературы в расчете на одного учащегося
Библиотечно-
Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2)
информационное
обеспечение
образовательного
процесса
10
Материально-
Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4)
техническая база
ОО
11
Функционирование
Положение о ВСОКО
ВСОКО
12
Анализ показателей Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную
деятельности ОО,
оценку показателей, включая их сравнение с показателями
подлежащей
предыдущего года/ нескольких лет.
самообследованию
Констатация точек роста и управленческих решений, которые
их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики
по отдельным показателям (если она есть).
Общий вывод о результатах самообследования