ПРИНЯТО Педагогическим советом "Панинская ООШ " Протокол № 2 от 30.10.2020 МБОУ УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ "Панинская ООШ" ___________Е.В. Щербакова Положение о внутришкольной системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Панинская основная общеобразовательная школа" Спасского муниципального района Рязанской области 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Положение) в общеобразовательном учреждении МБОУ "Панинская ООШ": – определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольнооценочных процедур; – регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; – закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям и функционал субъектов внутренней оценки качества образования; – обеспечивает соответствие результатам независимой оценки качества образования; – учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования ОО и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 1.2. Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения образовательных результатов обучающихся в рамках основных образовательных программ по уровням общего образования. 1.3. Положение разработано в соответствии: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО); - Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897; - Приказом Минобрнауки № 426 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации"; - Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 426; - Показателями деятельности образовательного учреждения, подлежащей самообследованию, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324; - Локальными актами МБОУ "Панинская ООШ"; - Уставом школы. 1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения: – качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования. Это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОУ, и результатах освоения программ обучающимися; НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям. ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Диагностика – контрольный замер, срез. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг – долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта; Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. ГИА – государственная итоговая аттестация. ЕГЭ – единый государственный экзамен. ОГЭ – основной государственный экзамен. КИМ – контрольно-измерительные материалы. ООП – основная образовательная программа. УУД – универсальные учебные действия. 1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в ОУ и включает в себя: – субъекты контрольно-оценочной деятельности; – контрольно-оценочные процедуры; – контрольно-измерительные материалы; – аналитические документы для внутреннего потребления; – информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством: Лицензирования; Аккредитации; Государственной (итоговой) аттестации выпускников; Системы внутришкольного контроля; Мониторинга качества образования (национальных, региональных и муниципальных исследований качества образования, муниципальных и региональных мониторингов условий реализации Стандартов). 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: Образовательная статистика; Промежуточная и итоговая аттестация; Мониторинговые исследования; Социологические опросы; Отчеты работников школы; Посещение уроков и внеклассных мероприятий. 1.8. Положение о ВСОКО утверждается директором учреждения. Педагогический совет МБОУ "Панинская ООШ» имеет право вносить изменения и дополнения в Положение о ВСОКО. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования. 2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач: Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования. 2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования: Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования; Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; Прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы: Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования; Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями; Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 2.4. Внутренняя система оценки качества образования: • функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью образовательной организации; • направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования; • учитывает федеральные требования к порядку проведению образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО. 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет (при наличии), методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.). 3.2. Администрация школы (директор и его заместитель): Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение; Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольнооценочных процедур; Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационноаналитические материалы по результатам оценки качества образования (самообследование, публичный доклад и т.д.); Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Педагогический совет и методические объединения учителей-предметников (при отсутствии данного органа, функции выполняет администрация): Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; Проводят экспертизу организации, содержания и результатов обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; аттестации Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет: Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; Принимает участие в формировании информационных пользователей системы оценки качества образования школы; запросов основных Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе; Участие в оценке качества и результативности труда работников школы; Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию. 3.5. Классный руководитель: Определяет уровень воспитанности каждого ученика; Своевременно доводит итоги до сведения учащихся и родителей; Анализирует динамику развития личности каждого учащегося; Разрабатывает и предлагает учащимся, родителям рекомендации по самооценке результатов воспитания. 3.6. Ученик: Развивает стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации и самопрезентации; Овладевает ключевыми компетенциями и культурой умственного труда; Накапливает достижения и формирует портфолио. 3.7. Родители ответственны за: Создание условий в семье, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности ребенка; Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка; Исполнение рекомендаций руководителя; Участие в соуправлении школой. физическое, нравственное и социального педагога, психолога, учителя, классного 3.8. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и сроки определяются ежегодным приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». 3.9. Согласованная работа всех организационных структур ВСОКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования. 4. Содержание ВСОКО 4.1. Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям: 1. Качество образовательных результатов (Приложение 1) предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов; профессиональное самоопределение обучающихся. 2. Качество реализации образовательного процесса (Приложение2) основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС); рабочие программы по предметам программы внеурочной деятельности реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС); качество работы классного руководителя; удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе; адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования. 3. Качество условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ (Приложение 3) материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; организация питания; кадровое обеспечение; общественно-государственное управление (Управляющий совет школы, педагогический совет, классные родительские комитеты, совет обучающихся); документооборот и нормативно-правовое обеспечение. 4.2. Направления, обозначенные в п.4.1., распространяются как на образовательную деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность, осуществляемую по ФКГОС. 5. Объекты оценки качества образования. № п/ п Объект оценки Показатели Методы оценки Ответственный I. Качество образовательных результатов Промежуточны Зам. директора по 1 Предметны доля неуспевающих; е доля обучающихся на «4» и й и итоговый УВР результаты «5»; средний процент контроль; выполнения заданий мониторинг; административных анализ контрольных работ; результатов доля обучающихся 9 класса, итоговой преодолевших минимальный аттестации порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык, математика и двум предметам по выбору; доля обучающихся 9 класса, получивших аттестат; доля обучающихся 9 класса, получивших аттестат особого образца. качество знаний обучающихся 2-х-8-х классов по русскому языку, математике –готовность и адаптация к обучению обучающихся 1-х классов; –обученность и адаптация обучающихся 5-х классов; Результаты участия в ВПР и НИКО (согласно приказу Минобрнауки или ДО ВО) 2 Метапредм Уровень освоения етные планируемых Комплексные контрольные Классный руководитель, Сроки по итогам четверти, полугодия; учебного года в соответствии с планом ВШК мониторинга (Приложение 1) в соответствии с планом ВШК 3 4 5 6 7 результаты метапредметных результатов работы, зам. директора по в соответствии с перечнем из Анализ УВР образовательной программы урочной и ОУ (высокий, средний, внеурочной низкий). Динамика деятельности результатов Личностны Уровень сформированности Мониторингов Классный е планируемых личностных ое руководитель, результаты результатов в соответствии с исследование зам дир. по УВР перечнем из образовательной Анализ программы ОУ (высокий, урочной и средний, низкий). внеурочной Динамика результатов деятельности Здоровь Уровень физической Мониторин Классный е подготовленности говое руководитель обучаю обучающихся исследова щихся доля обучающихся по ние. группам здоровья Наблюдение Доля обучающихся, которые занимаются спортом. Процент пропусков уроков по болезни. Процент занимающихся в спортивных секциях, кружках спортивного направления Достижения Доля обучающихся, Наблюдение Классный обучающихс участвовавших в конкурсах, руководитель я на олимпиадах по предметам на Зам дир. по УВР конкурсах, уровне: школа, район, область соревновани и т.д. ях, Доля победителей (призеров) олимпиадах на уровне: школа, район, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, район, область и т.д. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, район, область и т.д. Удовлетвор Доля родителей, Анкетирование Классный ённость положительно высказавшихся в рамках руководитель родителей по вопросам качества родительского качеством образовательных результатов собрания образовател ьных результатов Профессион Доля выпускников 9 го Классный мониторинга (Приложение 4) в соответствии с планом ВШК мониторинга (Приложение 5) Замеры показателей физ. Развития в начале и конце года (нормы ГТО) 1 раз в четверть 1 раз в четверть 1 раз в четверть в соответствии с планом ВШК мониторинга Конец учебного года (1р в 2 года) По поступлению альное самоопредел ение класса поступивших в руководитель, ССУЗ или продолживших зам дир. по УВР обучение в 10 классах II. Качество реализации образовательного процесса Директор 8 Основные Соответствие образовательной Экспертиза образовател программы федеральным Зам. директора по ьные требованиям: УВР программы Отражает в полном объеме идеологию ФГОС. Контроль состояния условий реализации ООП Контроль реализации Программы Воспитания*(название соответствует новым редакциям ФГОС) и Программы коррекционной работы 9 Рабочие программы по предметам 10 Программы внеурочной деятельност и Соответствие ФГОС, Соответствие ООП Соответствие учебному плану школы Соответствие ФГОС Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся. Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности экспертиза 11 Реализация Соответствие учебных планов учебных и рабочих программ ФГОС планов и Процент выполнения рабочих программ программ Составление и реализация 12 Качество работы плана воспитательной работы классного классного руководителя руководител я; Экспертиза Экспертиза директор Зам дир. по УВР Мониторинг Экспертиза По мере поступления федеральных, региональных документов, влияющих на ООП. Оценка ООП проводится на этапе ее согласования (результаты оценки ООП прикладываются к протоколу утверждения программы органом коллегиального управления Директор Начало учебного Зам. директора по года УВР Анкетирование итоговый контроль данных Директор Зам дир. по УВР Начало учебного года В течение года и в конце года, в соответствии с планом ВШК и мониторинга один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга Зам.директора по Раз в четверть УВР справка завуча по ВР о состоянии Плана Воспитательной работы 13 Удовлетвор Доля учеников и их родителей Анкетирование Зам дир. по УВР 1 раз в год ённость (законных представителей) (апрель) 14 16 17 18 19 20 учеников и каждого класса, положительно их высказавшихся по каждому родителей предмету и отдельно о уроками и различных видах условий условиями в жизнедеятельности школы школе Организаци Доля обучающихся, Экспертиза Зам дир. по УВР В соответствии с я занятости посещающих кружки, секции планом ВШК и обучающихс и т.д. во внеурочное время мониторинга я Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул III. Качество условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ Материальн Соответствие материальноЭкспертиза Директор 1 раза в год отехнического обеспечения Зам дир. по УВР техническое требованиям ФГОС обеспечение Информаци Соответствие информационно- Экспертиза Директор в течение года оннометодических условий Зам дир. по УВР развивающа требованиям ФГОС я среда Обеспеченность обучающихся учебной литературой Соответствие школьного сайта требованиям Организаци Охват горячим питанием Мониторинг Родительский 1 раз в месяц я питания комитет Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об анкетировани организации горячего питания е, опрос Использова Доля учащихся, посетивших Мониторинг Зам дир. по УВР Конец учебного ние учреждения культуры, года социальной искусства и т.д. сферы Доля обучающихся, занятых в социума. ДО анализ Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей микрорайона и т.д. Кадровое Укомплектованность Экспертиза Зам дир. по УВР На начало обеспечение педагогическими кадрами, учебного года имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана; Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию; Доля педагогических Конец учеб. года работников, прошедших курсы повышения квалификации; Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях; Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы обучающихся, Экспертиза 21 Общественн Доля оучаствующих в ученическом государстве самоуправлении. нное Доля родителей, участвующих в управление работе родительских комитетов, и Совета ОУ стимулиров ание качества образования . школьной Экспертиза 22 Документоо Соответствие борот и документации установленным нормативно- требованиям правовое Соответствие требованиям к обеспечение документообороту. Полнота нормативно-правового обеспечения Зам дир. по ВР Конец учебного года директор В течение года 6. Права и ответственность участников оценочных мероприятий 6.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса имеют право на конфиденциальность информации. 6.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. 6.3. За организацию мониторинга несут ответственность: • за дидактический мониторинг – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; • за воспитательный мониторинг – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; • за психолого-педагогический мониторинг – классный руководитель; • за медицинский мониторинг –классный руководитель; • за управленческий мониторинг – директор школы. 7. Итоги внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) 7.1. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании (Приложение 6). 7.2. Итоги ВСОКО оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации (самообследование, публичный отчет, справки). 7.3. Исследования ВСОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, совещаниях при директоре, при завучах, на заседаниях методических объединений и методических советов (при наличии). 7.4. Итоги оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц. 7.5. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы. Приложение 1 Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов 1 Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и Единица измерения Чел. / % «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 2 Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку1 Балл 3 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Балл 6 Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел. / % получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса 7 Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел. / % получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса 10 Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не Чел. / % получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса 12 Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса 1 Чел. / % 14 Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в Чел. / % различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 15 Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и Чел. / % призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 18 – муниципального уровня; Чел. / % – регионального уровня; Чел. / % – федерального уровня; Чел. / % – международного уровня Чел. / % Численность / удельный вес численности выпускников, получающих Чел. / % образование в ССУЗах 20 Численность/ удельный вес численности учащихся, справившихся с ВПР Чел. / % по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по внешнему мониторингу качества образования) 21 Численность/ удельный вес численности учащихся, не справившихся с ВПР Чел. / % по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по внешнему мониторингу качества образования) 22 Результаты промежуточной аттестации в 2-8 классах по русскому языку и Чел. / % математике: % качества в каждом классе по каждому предмету % успеваемости в каждом классе по каждому предмету Приложение 2 № Критерии оценки Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность обучающихся, осваивающих основную Чел. образовательную программу: 1.2 Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: – начального общего образования; Чел. 1.3 – основного общего образования; Чел. – среднего общего образования Чел. Формы получения образования в ОО: – очная; Имеется / не имеется. Количество чел. – очно-заочная; Имеется / не имеется. Количество чел. – заочная Имеется / не имеется. Количество чел. 1.4 Реализация ООП по уровням общего образования: – сетевая форма; Имеется / не имеется. Количество чел. – с применением дистанционных образовательных технологий; Имеется / не имеется. Количество чел. – с применением электронного обучения Имеется / не имеется. Количество чел. 2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС 2.1 2.2 Соответствие структуры и содержания учебного плана Соответствует / требованиям ФКГОС не соответствует Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся, Имеется / не имеется осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах 2.3 Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане Имеется / не имеется образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО 2.4 Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется / не имеется дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана 2.5 Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, Соответствует / курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, не соответствует дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС 2.6 Наличие программ воспитательной направленности Имеется / не имеется 2.7 Наличие индивидуальных учебных планов для профильного Имеется / не имеется обучения 3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС 3.1 Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС Соответствует / не соответствует 3.2 Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП Имеется / не имеется части, формируемой участниками образовательных отношений 3.3 Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по Соответствует / составу предметных областей и наименованиям учебных не соответствует предметов 3.4 3.5 Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по Соответствует / объему часов не соответствует Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН Соответствует / не соответствует 3.6 Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется / дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их не имеется соответствие требованиям ФГОС 3.7 3.8 Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, Имеется / формируемой участниками образовательных отношений не имеется Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся: – по очно-заочной, заочной форме Количество ед. / не имеется – с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество ед. / не развивающимися сверстниками (по рекомендациям ПМПК) имеется – профильных классов на уровне среднего общего образования Количество ед. / не имеется 3.9 Наличие плана внеурочной деятельности Имеется / не имеется 3.10 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/ ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной не соответствует деятельности 3.11 3.12 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям Соответствует/ ФГОС по объему часов не соответствует Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для Имеется / не имеется курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности 3.13 Наличие Программы формирования и развития УУД Имеется / не имеется 3.14 Наличие Программы воспитания Имеется / не имеется Приложение 3 Критерии оценки условий реализации образовательных программ Группа Критерии оценки Контроль Кадровые Численность / удельный вес численности Чел. / условия педагогических работников, имеющих %2 высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей 2 Связка «чел./%» предполагает фактическое количество человек и их долю к общему количеству педагогических работников, задействованных в реализации ООП того или иного уровня общего образования. «дорожной карты» Факт выполнения («дорожная карта») Планируемый показатель на старте Фактический показатель состояния условий Единица измерения условий численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, прошедших Чел. / % повышение квалификации за последние 3 года Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях Численность / удельный вес численности Чел. / % педагогических работников, ведущих личную страничку в сети Интернет Психолого- Количество педагогов-психологов в педагогические штатном расписании условия Количество педагогов-психологов по Чел. Чел. совместительству Количество социальных педагогов Чел. Количество дополнительных Ед. образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога Наличие оборудованного помещения, Имеется приспособленного для индивидуальных / не консультаций с обучающимися, имеется родителями Материально- Количество компьютеров в расчете на Ед. технические одного учащегося условия Оснащенность учебных кабинетов Ед. / % (в соответствии с ФГОС / федеральными или региональными требованиями) Наличие читального зала библиотеки Да / нет Численность / удельный вес численности Чел. / % учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться интернетом, в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых Кв. м осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Учебно- Количество экземпляров учебной и методическое и учебно-методической литературы в информационно общем количестве единиц хранения е обеспечение библиотечного фонда, состоящих на Ед. / % учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников и Соответс учебных пособий федеральному перечню твует / не соответс твует Соответствие содержания сайта Соответст требованиям статьи 29 Федерального вует / закона № 273-ФЗ «Об образовании в не Российской Федерации» соответст вует Приложение 4 Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Объект оценки Вид Формы Периодичность Результат контроля (процедуры) (продукт) оценки оценки Критерии оценки Уровни Формы фиксации Сформирован ность регулятивных , коммуникати вных и познавательн ых УУД наблюдение начало Входной учебного года Особенности отношения обучающихся к в ходе учебному изучения материалу, их программного поведение и материала деятельность в различных в конце учебных каждого года ситуациях обучения Сформированность регулятивных УУД Действие целеполагания Действие планирования Действие контроля и коррекции Действие оценки Саморегуляция высокий средний низкий Сводная таблица сформирован ности УУД по уровням по окончании уровня обучения Получение знаний из учебника и информации, полученной на уроке. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем. Умение делать выводы. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Группировка и классификация объектов. Установление причинноследственных связей. Умение выявить аналогии на Текущий Промежу точный Итоговый Сформированность познавательных УУД предметном материале. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем. Сформированность коммуникативных УУД. Умение работать в паре и группе. Умение оформлять свою мысль в устной речи. Сформированность норм общения. Умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента) в соответствии с задачами учебной деятельности. Письменная Учебное в течение года работа (эссе, проектирова реферат, ние аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, доклады) Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного Познавательные Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (умение поставить проблему и выбрать способы её решения; поиск, обработка информации, формулировка выводов; обоснование и создание модели, макетов и объектов творческого решения). Сформированность предметных знаний и способов действий (умение раскрыть содержание работы, базовый Классный повышен журнал ный Сводная таблица сформирован ности навыков проектной деятельности по уровням Портфолио Комплексна 2 раза в год я контрольная работа искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. Отчётные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты умение грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий. Письменная работа Уровень сформированности предметных аспектов обучения Компетентность обучающегося в решении разнообразных проблем Регулятивные Сформированность регулятивных действий (умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, умение использовать ресурсные возможности для достижения цели, умение осуществлять свой выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях). Коммуникативные Сформированность коммуникативных действий (умение ясно изложить выбранную тему, умение оформить выполненную работу и представить её результаты, умение аргументировано ответить на вопросы). высокий сводная повышенн таблица по ый уровням базовый пониженн ый низкий Уровень самостоятельности выполнения работы Приложение 5 Система оценки личностных достижений обучающихся Объект оценки Вид контроля Формы (процедур ы) оценки Диагности ка Сформированн ос ть личностных универсальных учебных действий: самопознания и самоопределен ия , смыслообразов ания, ценностнонравственной ориентации Входной (начало учебного года) Промежуточн ый (в конце каждого года обучения) Итоговый (по окончании уровня обучения) наблюдение уровень в конце воспитанност года и беседа отношение к школе 1 раз в год экспертные оценки адаптация первоклассни ков анкетировани е мониторинг уровня здоровья Октябрьноябрь критериальн оориентирован ные методики нетестового типа Периоди чность конец учебного года мотивация в конце 1 учебной полугодия деятельности Рейтинг предметов ноябрьдекабрь Уровень оценки Результат (продукт) оценки Критерии оценки 1) соблюдение норм и правил поведения 2) участие в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности 3) ответственность за результаты обучения4 ) готовность и способность делать осознанный выбор своей Сформированность высокий внутренней средний позиции низкий обучающегося: познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, ориентация на успех в обучении; сформированность основ гражданской идентичности: чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, Формы фиксации результат ов Портфолио Таблицы Аналитическ ая справка Сводная таблица Самооценка личности критериальн психологичес февраль окий климат ориентирован класса ное тестирование тесты Удовлетворё нность в конце образователь учебного ными года услугами образовательной траектории 5) ценностносмысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных учебных предметов в рамках системы общего образования. осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию; сформированность самооценки; сформированность мотивации учебной деятельности; сформированность моральноэтических суждений: способность к решению моральных проблем, способность к оценке своих поступков с точки зрения соблюдения/наруш ения моральной нормы. Приложение 6 Структура отчета о самообследовании3 № Название4 Содержимое Общая Полное наименование и контактная информация ОО характеристика в соответствии со сведениями в уставе. образовательной Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности ОО деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых раздела 1 образовательных программ. Взаимодействие с организациями-партнерами, органами исполнительной власти. Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при наличии) 2 Система Структура управления, включая органы коллегиального и управления ОО общественного управления. Взаимосвязь структур и органов управления 3 Содержание Виды реализуемых ООП. подготовки Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням обучающихся общего образования: – начального общего; – основного общего; – среднего общего. Количество индивидуальных учебных планов по разным категориям обучающихся. Направления дополнительных общеразвивающих программ. Количество обучающихся в объединениях дополнительного образования по каждому направлению 4 Качество Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки). подготовки Количество учащихся, набравших не менее (указать обучающихся количество) баллов по трем предметам ГИА. 3 С учетом и на основании показателей эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию по приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324. 4 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462. Количество учащихся, набравших не менее (указать количество) баллов по трем предметам ОГЭ. Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников (по уровням). Количество учащихся, преодолевших установленный минимальный порог в общегородских обязательных метапредметных диагностиках. Иное (например, итоги индивидуального учета образовательных результатов в технологии Портфолио)5 5 Особенности Количество классов-комплектов. организации Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/ учебного процесса шестидневная неделя). Продолжительность учебного года и каникул Количество обучающихся, получающих образование: – в очно-заочной форме; – заочной форме. Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям. Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой форме. Количество обучающихся, осваивающих ООП: – с применением дистанционных технологий; – с применением электронных средств обучения 6 Информация о Поступление в ссузы выпускниковэ востребованности Процент поступления в ссузы от общего количества выпускников выпускников. Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения получения образования 7 5 Кадровое Доля педагогических работников с высшим образованием. обеспечение Категорийность педагогических работников. образовательного Группы педагогических работников по стажу работы. процесса Возрастной состав педагогических работников. Раздел включается в отчет о самообследовании по решению ОО. Повышение квалификации педагогических работников. Обеспеченность педагогическими работниками неосновного назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог) 8 9 Учебно- Соответствие используемых учебников федеральному перечню. методическое Общее количество учебных и учебно-методических пособий, обеспечение используемых в образовательном процессе. образовательного Количество экземпляров учебной и учебно-методической процесса литературы в расчете на одного учащегося Библиотечно- Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2) информационное обеспечение образовательного процесса 10 Материально- Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4) техническая база ОО 11 Функционирование Положение о ВСОКО ВСОКО 12 Анализ показателей Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную деятельности ОО, оценку показателей, включая их сравнение с показателями подлежащей предыдущего года/ нескольких лет. самообследованию Констатация точек роста и управленческих решений, которые их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики по отдельным показателям (если она есть). Общий вывод о результатах самообследования