Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
Планируемые результаты
1.2.13. Родной язык (русский) и литературное чтение на родном (русском) языке,
изучаемый в рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение», расширением
учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей.
В результате изучения родного языка и литературного чтения на родном языке в
рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение», расширением учебного материала
вопросами региональной и краеведческой направленностей, на уровне начального общего
образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли
и значимости языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся приобретут начальный опыт использования родного языка как средства
межкультурного общения в многонациональной республике.
Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых
национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности,
чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше
осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
в рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение» должно обеспечить:
Родной язык:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4)
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение
Выпускник научится:
вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос – ответ) и диалогпобуждение к действию, соблюдая нормы речевого этикета;
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой
(рассказывать о себе, семье, друге, школе, и т.д.);
составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
описывать человека, животное, предмет, картинку;
Выпускник получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его
вопросы;
составлять краткую характеристику персонажа;
кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении,
вербально и невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших
сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном языковом материале;
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём
информацию;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
соотносить графический образ родного слова с его звуковым;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале с
соблюдением правил произношения и интонирования;
читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом
языковом материале, содержащих некоторые новые слова;
читать про себя и находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
Догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное
содержание текста.
Письменная речь
Выпускник научится:
владеть техникой письма;
выписывать из текста слова, словосочетания,
предложения; Выпускник получит возможность научиться:
в письменной форме отвечать на вопросы к тексту;
составлять текст в письменной форме по плану/ключевым словам.
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия
Выпускник научится:
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы родного
алфавита;
знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации;
различать понятия буква и звук;
отличать буквы от знаков транскрипции;
списывать текст;
применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова родного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
уточнять написание слова по словарю;
осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ;
использовать алфавит при работе со словарями.
Орфография
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять написание слов по словарю учебника;
безошибочно списывать небольшие тексты;
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Пунктуация
Выпускник научится:
применять изученные правила пунктуации;
находить и исправлять пунктуационные ошибки в собственном и предложенном
текстах.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Выпускник научится:
выделять в словах корень и аффикс;
сравнивать слова, связанные отношениями производности;
объяснять, какое слово от какого образовано;
находить словообразовательный аффикс;
различать грамматические формы одного и того же слова.
Выпускник получит возможность научиться:
разбирать по составу слова;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Фонетическая сторона
речи Выпускник научится:
различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы
произношения звуков;
характеризовать звуки родного языка (гласные ударные и безударные; согласные
твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие);
находить в тексте слова с заданным звуком;
устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
различать на слух ударные и безударные гласные;
сравнивать звуки родного и русского языков;
соблюдать правильное ударение в изолированном слове;
членить слова на слоги, определять в слове количество слогов;
различать коммуникативные типы предложений по эмоциональной окраске и
интонации;
правильно интонировать повествовательные, побудительные, восклицательные
предложения.
Выпускник получит возможность научиться:
определять место ударения в слове;
находить ударный и безударные слоги;
соблюдать правильное ударение во фразе;
членить предложения на смысловые группы;
проводить звукобуквенный разбор слова самостоятельно;
соблюдать интонацию перечисления;
находить при сомнении в правильности постановки ударения самостоятельно по
словарю учебника либо обращаться за помощью к учителю;
правильно интонировать вопросительные предложения, предложения с частицами,
междометиями, вводными словами, прямой речью, сложные предложения с
сочинительными и подчинительными союзами (в простейших случаях);
выразительно читать поэтические и прозаические тексты.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и устном тексте изученные слова и словосочетания;
употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;
использовать в речи этикетное клише;
классифицировать слова по тематическому принципу;
определять значение слова по словарю;
использовать словарь для определения значений слов;
переводить изученные слова с русского на родной язык.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов тексте;
определять значение слова по тексту;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Выпускник научится:
распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в
единственном и во множественном числе; глаголы в настоящем и прошедшем времени;
личные, указательные, вопросительные местоимения; прилагательные в
положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные и порядковые
(до 100) числительные; наиболее употребительные наречия времени и степени,
послелоги, союзы, частицы, междометия;
различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?;
употреблять прилагательные при описании людей, животных, предметов.
Выпускник получит возможность научиться:
определять вопросы существительных;
определять число, время, лицо, вопросы глаголов;
определять вопрос прилагательных;
изменять существительные и глаголы по вопросам;
выражать принадлежность с помощью аффиксов;
оперировать в речи лично-возвратными местоимениями;
образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени и употреблять
их в речи;
распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам
(существительные, прилагательные, глаголы, послелоги, союзы).
Синтаксис
Выпускник научится:
различать слово, словосочетание, предложение;
распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации:
повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные;
находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) по вопросам;
находить в тексте предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
узнавать сложносочиненные предложения (без использования терминологии) с
союзами;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами.