Приложение 1 к основной образовательной программе начального общего образования Планируемые результаты 1.2.13. Родной язык (русский) и литературное чтение на родном (русском) языке, изучаемый в рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение», расширением учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей. В результате изучения родного языка и литературного чтения на родном языке в рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение», расширением учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей, на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования родного языка как средства межкультурного общения в многонациональной республике. Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность. Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в рамках учебной области «Русский язык и литературное чтение» должно обеспечить: Родной язык: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: Говорение Выпускник научится: вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос – ответ) и диалогпобуждение к действию, соблюдая нормы речевого этикета; составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (рассказывать о себе, семье, друге, школе, и т.д.); составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; описывать человека, животное, предмет, картинку; Выпускник получит возможность научиться: участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы; составлять краткую характеристику персонажа; кратко излагать содержание прочитанного текста. Аудирование Выпускник научится: понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении, вербально и невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном языковом материале; Выпускник получит возможность научиться: воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: соотносить графический образ родного слова с его звуковым; читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, содержащих некоторые новые слова; читать про себя и находить в тексте нужную информацию. Выпускник получит возможность научиться: Догадываться о значении незнакомых слов по контексту; Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Письменная речь Выпускник научится: владеть техникой письма; выписывать из текста слова, словосочетания, предложения; Выпускник получит возможность научиться: в письменной форме отвечать на вопросы к тексту; составлять текст в письменной форме по плану/ключевым словам. Языковая компетенция Графика, каллиграфия Выпускник научится: воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы родного алфавита; знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; различать понятия буква и звук; отличать буквы от знаков транскрипции; списывать текст; применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова родного языка. Выпускник получит возможность научиться: группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю; осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов; оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ; использовать алфавит при работе со словарями. Орфография Выпускник научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять написание слов по словарю учебника; безошибочно списывать небольшие тексты; Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Пунктуация Выпускник научится: применять изученные правила пунктуации; находить и исправлять пунктуационные ошибки в собственном и предложенном текстах. Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки; при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Морфемика (состав слова) и словообразование Выпускник научится: выделять в словах корень и аффикс; сравнивать слова, связанные отношениями производности; объяснять, какое слово от какого образовано; находить словообразовательный аффикс; различать грамматические формы одного и того же слова. Выпускник получит возможность научиться: разбирать по составу слова; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы произношения звуков; характеризовать звуки родного языка (гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие); находить в тексте слова с заданным звуком; устанавливать количество и последовательность звуков в слове; различать на слух ударные и безударные гласные; сравнивать звуки родного и русского языков; соблюдать правильное ударение в изолированном слове; членить слова на слоги, определять в слове количество слогов; различать коммуникативные типы предложений по эмоциональной окраске и интонации; правильно интонировать повествовательные, побудительные, восклицательные предложения. Выпускник получит возможность научиться: определять место ударения в слове; находить ударный и безударные слоги; соблюдать правильное ударение во фразе; членить предложения на смысловые группы; проводить звукобуквенный разбор слова самостоятельно; соблюдать интонацию перечисления; находить при сомнении в правильности постановки ударения самостоятельно по словарю учебника либо обращаться за помощью к учителю; правильно интонировать вопросительные предложения, предложения с частицами, междометиями, вводными словами, прямой речью, сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами (в простейших случаях); выразительно читать поэтические и прозаические тексты. Лексическая сторона речи Выпускник научится: узнавать в письменном и устном тексте изученные слова и словосочетания; употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости; использовать в речи этикетное клише; классифицировать слова по тематическому принципу; определять значение слова по словарю; использовать словарь для определения значений слов; переводить изученные слова с русского на родной язык. Выпускник получит возможность научиться: оценивать уместность использования слов тексте; определять значение слова по тексту; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Грамматическая сторона речи Морфология Выпускник научится: распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и во множественном числе; глаголы в настоящем и прошедшем времени; личные, указательные, вопросительные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные и порядковые (до 100) числительные; наиболее употребительные наречия времени и степени, послелоги, союзы, частицы, междометия; различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?; употреблять прилагательные при описании людей, животных, предметов. Выпускник получит возможность научиться: определять вопросы существительных; определять число, время, лицо, вопросы глаголов; определять вопрос прилагательных; изменять существительные и глаголы по вопросам; выражать принадлежность с помощью аффиксов; оперировать в речи лично-возвратными местоимениями; образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени и употреблять их в речи; распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы, послелоги, союзы). Синтаксис Выпускник научится: различать слово, словосочетание, предложение; распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные; находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) по вопросам; находить в тексте предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; узнавать сложносочиненные предложения (без использования терминологии) с союзами; самостоятельно составлять предложения с однородными членами.