Приложение 1 к основной образовательной программе основного общего образования Предметные результаты 1.2.5.18. Родной язык (русский) и родная литература, изучаемый в рамках учебной области «Русский язык и литература», расширением учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей. Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» в рамках учебной области «Русский язык и литература», расширением учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов жанров. Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» в рамках учебной области «Русский язык и литература», расширением учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей должны отражать: Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Родная литература: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Речевая компетенция в основных видах речевой деятельности Говорение. Выпускник научится: начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог); объем диалога должен составлять не менее 5-6 реплик с каждой стороны; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики с использованием усвоенного лексико-грамматического материала; разыгрывать диалог; составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (о себе, семье, друзьях, школе, родном городе, республике, стране и т. д.) с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); описывать человека, животное, предмет, картину, события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); составлять краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; передавать основную мысль прочитанного или услышанного; выражать свое отношение к прочитанному, услышанному; передавать полное содержание прочитанного с опорой на текст, вопросы, ключевые слова, план; давать на вопросы краткий и развернутый ответы, используя текст; задавать вопросы по тексту; пересказывать текст выборочно; составлять тексты, устные рассказы по картинке с опорой на ключевые слова, план. Выпускник получит возможность научиться воспроизводить наизусть небольшие произведения в стихотворной форме; кратко излагать содержание прочитанного текста; составлять тексты в пределах изученной тематики; делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять своё отношение к прочитанному/прослушанному; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; научиться брать и давать интервью; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на изученном языковом материале, содержащем небольшое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя основную/нужную информацию Выпускник получит возможность научиться использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов; игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста; выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных Чтение Выпускник научится: соотносить графический образ слова с его звуковым; соблюдать основные правила чтения; читать вслух несложные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания; читать вслух несложные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; читать про себя и находить нужную/интересующую информацию, зачитывать нужные места в тексте. Выпускник получит возможность научиться догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; подбирать заголовки к тексту. Письменная речь Выпускник научится: владеть техникой письма; выписывать из текста слова, словосочетания, предложения; списывать небольшой текст с выполнением грамматического задания; писать по памяти наиболее частотные слова; выполнять письменные упражнения разного характера; писать небольшие диктанты на основе изученных грамматических тем; писать поздравления с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета; писать личные письма с опорой на образец; составлять план устного или письменного сообщения; составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом; письменно отвечать на вопросы по тексту; заполнять простую анкету. Выпускник получит возможность научиться писать сочинения-миниатюры по наблюдениям с использованием описания и повествования; связно и последовательно излагать свои мысли; использовать в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям элементы рассуждения; кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности Языковая компетенция (владение языковыми средствами) Графика, орфография, пунктуация Выпускник научится: воспроизводить графически корректно все буквы алфавита; пользоваться алфавитом при работе со словарями; отличать буквы от знаков транскрипции; соотносить графический образ слова с его звуковым образом; знать и применять на практике основные правила чтения и орфографии; при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы их предупреждения. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять звукобуквенный разбор слов; воспроизводить графически правильно слова, воспринимаемые на слух; уточнять написание слова по орфографическому словарю; применять правила пунктуации, изученные в основной школе; находить орфографические и пунктуационные ошибки в предложенном тексте. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы произношения; правильно произносить звуки; соблюдать основные правила произношения звуков в словах в разных позициях; характеризовать звуки родного языка (гласные: ударные и безударные, гласные, обозначающие мягкость и твердость согласных; согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие); в соответствии с законом сингармонизма прибавлять к корням слов мягкий или твердый вариант аффикса; соблюдать правильное ударение в изолированных словах; при воспроизведении вслух соблюдать разделение предложений на смысловые группы (синтагмы); адекватно произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей; проводить звукобуквенный разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму. Выпускник получит возможность научиться: произносить звуки; прибавлять к словам мягкий или твердый вариант аффикса по конечному звуку при несингармонических основ); правильно прибавлять к словам несингармонические аффиксы; выражать чувства и эмоции с помощью интонации; соблюдать фразовое ударение. Лексическая сторона речи Выпускник научится: использовать речевые клише этикета в соответствии с коммуникативной задачей; узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы (слова и словосочетания) и оперировать ими в процессе общения; находить в тексте синонимы и антонимы, понимать их значение; употреблять слова, словосочетания адекватно ситуации общения; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; правильно использовать в речи формы заимствованных слов; определять значение слова по словарю. Выпускник получит возможность научиться: использовать в речи нужное значение многозначных слов и омонимов, изученные в пределах тематики основной школы; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам); использовать в речи фразеологизмы; использовать в речи повторяющиеся слова для усиления признака или для обозначения продолжительности действия . Морфемика и словообразование Выпускник научится: выделять в словах корень и аффиксы; различать грамматические формы одного и того же слова; выделять в словах основу; определять способы образования слов; образовывать новые слова с помощью продуктивных аффиксов; правильно использовать в речи слова, образованные способом перехода слова из одной части речи в другую; узнавать парные слова и использовать их в качестве обобщающих слов в смысловых группах; понимать этимологию наиболее употребительных сложных слов; в соответствии с законом сингармонизма прибавлять к корням слов мягкий или твердый вариант аффикса. Выпускник получит возможность научиться: различать словообразующие и формообразующие аффиксы; распознавать по аффиксам принадлежность слова к определенной части речи; проводить морфемный и словообразовательный анализы; оценивать правильность разбора слова по составу; понимать этимологию слов, образованных сложением основ). Грамматическая сторона речи Морфология Выпускник научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными морфологическими формами родного языка в соответствии с коммуникативной задачей; распознавать и употреблять в речи: имена существительные в единственном и во множественном числе; имена существительные в разных падежных формах с опорой на вопросы; форму принадлежности существительных; имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях; количественные и порядковые числительные; личные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, определительные местоимения; имена (существительные, прилагательные, числительные, местоимения) с аффиксом для выражения значения прошедшего времени; глаголы в настоящем, прошедшем очевидном, будущем времени в утвердительной и отрицательной формах; глаголы 2 лица побудительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах; причастия настоящего, прошедшего времени и долженствования в утвердительной и отрицательной формах; деепричастия с аффиксами; инфинитив с аффиксом; наиболее употребительные наречия; наиболее употребительные подражательные слова; наиболее употребительные послелоги, союзы, частицы, междометия; осуществлять частичный морфологический разбор существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий. Выпускник получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи: существительные в разных падежных формах без опоры на вопросы; самостоятельную форму прилагательных; разделительные и собирательные числительные; возвратные местоимения; указательные, отрицательные местоимения; глаголы в прошедшем многократном времени; глаголы повелительного и сослагательного наклонений; глаголы в форме возможности-невозможности действия; инфинитив с аффиксом; причастие будущего времени; самостоятельную форму причастия. Синтаксис Выпускник научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями родного языка в соответствии с коммуникативной задачей: различать слово, словосочетание, предложение; составлять из слов словосочетания и предложения; определять главное и зависимое слово в словосочетаниях, указывать, чем они выражены; ставить вопрос от главного к зависимому; располагать слова в словосочетаниях (зависимые слова предшествуют главному); составлять именные и глагольные словосочетания; устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; связывать слова с послелогами, аффиксами, порядком расположения; находить в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение); распознавать и употреблять в речи: различные по цели высказывания и интонации предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные; различные по структуре предложения: распространенные и нераспространенные, односоставные (назывные) и двусоставные; полные и неполные; утвердительные и отрицательные предложения; предложения с однородными членами; сложносочинённые предложения с сочинительными союзами; сложноподчинённые предложения с подчинительным союзом; предложения с обращением; предложения с наиболее употребительными вводными словами. Выпускник получит возможность научиться: устанавливать между главным и зависимым словом смысловую и грамматическую связь; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое; определять, от каких членов предложения зависят определения, дополнения и обстоятельства, подчеркивать их в предложении; использовать в речи односоставные глагольные (определенно-личное, неопределенноличное, безличное) предложения; предложения с прямой и косвенной речью; сложносочиненные предложения с сочинительными союзами; сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами.