Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
Предметные результаты
1.2.5.18. Родной язык (русский) и родная литература, изучаемый в рамках учебной
области «Русский язык и литература», расширением учебного материала вопросами региональной
и краеведческой направленностей.
Изучение
предметной области «Родной язык и родная литература» в рамках
учебной области «Русский язык и литература», расширением учебного материала вопросами
региональной и краеведческой направленностей
должно
обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов жанров.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная
литература» в рамках учебной области «Русский язык и литература», расширением учебного
материала вопросами региональной и краеведческой направленностей должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Речевая компетенция в основных видах речевой деятельности
Говорение.
Выпускник научится:
начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (этикетный
диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями,
комбинированный диалог); объем диалога должен составлять не менее 5-6 реплик с
каждой стороны;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах
изученной тематики с использованием усвоенного лексико-грамматического
материала;
разыгрывать диалог;
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (о
себе, семье, друзьях, школе, родном городе, республике, стране и т. д.) с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
описывать человека, животное, предмет, картину, события с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
составлять краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основную мысль прочитанного или услышанного;
выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;
передавать полное содержание прочитанного с опорой на текст, вопросы, ключевые
слова, план;
давать на вопросы краткий и развернутый ответы, используя текст;
задавать вопросы по тексту;
пересказывать текст выборочно;
составлять тексты, устные рассказы по картинке с опорой на ключевые слова, план.
Выпускник получит возможность научиться
воспроизводить наизусть небольшие произведения в стихотворной форме;
кратко излагать содержание прочитанного текста;
составлять тексты в пределах изученной тематики;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять своё
отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
научиться брать и давать интервью;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудио- и
видеотекстов, построенных на изученном языковом материале, содержащем небольшое
количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст,
краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя основную/нужную информацию
Выпускник получит возможность научиться
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих небольшое количество незнакомых слов;
игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания
основного содержания воспринимаемого на слух текста;
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных
Чтение
Выпускник научится:
соотносить графический образ слова с его звуковым;
соблюдать основные правила чтения;
читать вслух несложные тексты разных жанров преимущественно с пониманием
основного содержания;
читать вслух несложные тексты разных жанров с полным и точным пониманием,
используя языковую догадку, выборочный перевод, справочные материалы;
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном
на изученном языковом материале;
читать про себя и находить нужную/интересующую информацию, зачитывать нужные
места в тексте.
Выпускник получит возможность научиться
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным
элементам;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основного
содержания текста;
подбирать заголовки к тексту.
Письменная речь
Выпускник научится:
владеть техникой письма;
выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
списывать небольшой текст с выполнением грамматического задания;
писать по памяти наиболее частотные слова;
выполнять письменные упражнения разного характера;
писать небольшие диктанты на основе изученных грамматических тем;
писать поздравления с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;
писать личные письма с опорой на образец;
составлять план устного или письменного сообщения;
составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми
словами, вопросами или планом;
письменно отвечать на вопросы по тексту;
заполнять простую анкету.
Выпускник получит возможность научиться
писать сочинения-миниатюры по наблюдениям с использованием описания и
повествования; связно и последовательно излагать свои мысли;
использовать в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям элементы
рассуждения;
кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, орфография, пунктуация
Выпускник научится:
воспроизводить графически корректно все буквы алфавита;
пользоваться алфавитом при работе со словарями;
отличать буквы от знаков транскрипции;
соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
знать и применять на практике основные правила чтения и орфографии;
при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы их
предупреждения.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять звукобуквенный разбор слов;
воспроизводить графически правильно слова, воспринимаемые на слух;
уточнять написание слова по орфографическому словарю;
применять правила пунктуации, изученные в основной школе;
находить орфографические и пунктуационные ошибки в предложенном тексте.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы
произношения;
правильно произносить звуки;
соблюдать основные правила произношения звуков в словах в разных позициях;
характеризовать звуки родного языка (гласные: ударные и безударные, гласные,
обозначающие мягкость и твердость согласных; согласные: твердые и мягкие, звонкие
и глухие);
в соответствии с законом сингармонизма прибавлять к корням слов мягкий или
твердый вариант аффикса;
соблюдать правильное ударение в изолированных словах;
при воспроизведении вслух соблюдать разделение предложений на смысловые группы
(синтагмы);
адекватно произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
проводить звукобуквенный разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму.
Выпускник получит возможность научиться:
произносить звуки;
прибавлять к словам мягкий или твердый вариант аффикса по конечному звуку при
несингармонических основ);
правильно прибавлять к словам несингармонические аффиксы;
выражать чувства и эмоции с помощью интонации;
соблюдать фразовое ударение.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
использовать речевые клише этикета в соответствии с коммуникативной задачей;
узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы (слова и
словосочетания) и оперировать ими в процессе общения;
находить в тексте синонимы и антонимы, понимать их значение;
употреблять слова, словосочетания адекватно ситуации общения;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи;
правильно использовать в речи формы заимствованных слов;
определять значение слова по словарю.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать в речи нужное значение многозначных слов и омонимов, изученные в
пределах тематики основной школы;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о
значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам);
использовать в речи фразеологизмы;
использовать в речи повторяющиеся слова для усиления признака или для обозначения
продолжительности действия .
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
выделять в словах корень и аффиксы;
различать грамматические формы одного и того же слова;
выделять в словах основу;
определять способы образования слов;
образовывать новые слова с помощью продуктивных аффиксов;
правильно использовать в речи слова, образованные способом перехода слова из одной
части речи в другую;
узнавать парные слова и использовать их в качестве обобщающих слов в смысловых
группах;
понимать этимологию наиболее употребительных сложных слов;
в соответствии с законом сингармонизма прибавлять к корням слов мягкий или
твердый вариант аффикса.
Выпускник получит возможность научиться:
различать словообразующие и формообразующие аффиксы;
распознавать по аффиксам принадлежность слова к определенной части речи;
проводить морфемный и словообразовательный анализы;
оценивать правильность разбора слова по составу;
понимать этимологию слов, образованных сложением основ).
Грамматическая сторона речи
Морфология
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными
морфологическими формами родного языка в соответствии с коммуникативной
задачей;
распознавать и употреблять в речи:
имена существительные в единственном и во множественном числе;
имена существительные в разных падежных формах с опорой на вопросы;
форму принадлежности существительных;
имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях;
количественные и порядковые числительные;
личные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные,
определительные местоимения;
имена (существительные, прилагательные, числительные, местоимения) с аффиксом для выражения значения прошедшего времени;
глаголы в настоящем, прошедшем очевидном, будущем времени в утвердительной и
отрицательной формах;
глаголы 2 лица побудительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах;
причастия настоящего, прошедшего времени и долженствования в утвердительной и
отрицательной формах;
деепричастия с аффиксами;
инфинитив с аффиксом;
наиболее употребительные наречия;
наиболее употребительные подражательные слова;
наиболее употребительные послелоги, союзы, частицы, междометия;
осуществлять частичный морфологический разбор существительных, прилагательных,
числительных, местоимений, глаголов, наречий.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи:
существительные в разных падежных формах без опоры на вопросы;
самостоятельную форму прилагательных;
разделительные и собирательные числительные;
возвратные местоимения;
указательные, отрицательные местоимения;
глаголы в прошедшем многократном времени;
глаголы повелительного и сослагательного наклонений;
глаголы в форме возможности-невозможности действия;
инфинитив с аффиксом;
причастие будущего времени;
самостоятельную форму причастия.
Синтаксис
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями родного языка в соответствии с коммуникативной
задачей:
различать слово, словосочетание, предложение;
составлять из слов словосочетания и предложения;
определять главное и зависимое слово в словосочетаниях, указывать, чем они
выражены; ставить вопрос от главного к зависимому;
располагать слова в словосочетаниях (зависимые слова предшествуют главному);
составлять именные и глагольные словосочетания;
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
связывать слова с послелогами, аффиксами, порядком расположения;
находить в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и
второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
распознавать и употреблять в речи:
различные по цели высказывания и интонации предложения: повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные;
различные по структуре предложения: распространенные и нераспространенные,
односоставные (назывные) и двусоставные; полные и неполные;
утвердительные и отрицательные предложения;
предложения с однородными членами;
сложносочинённые предложения с сочинительными союзами;
сложноподчинённые предложения с подчинительным союзом;
предложения с обращением;
предложения с наиболее употребительными вводными словами.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать между главным и зависимым словом смысловую и грамматическую
связь;
выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое;
определять, от каких членов предложения зависят определения, дополнения и
обстоятельства, подчеркивать их в предложении;
использовать в речи односоставные глагольные (определенно-личное, неопределенноличное, безличное) предложения; предложения с прямой и косвенной речью;
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами; сложноподчиненные
предложения с подчинительными союзами.