Программа воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете
Протокол № _ от «__» ___ 2021 г.
« ___ » ___________ 20___г.

Директор МБОУ "Панинская ООШ"
________Шербакова Е.В.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2021 – 2025 Г.Г.

с. Панино
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ "Панинская ООШ" на 2021-2025 г.г.
разработана на основе примерной программы («Примерная программа
воспитания», утверждённой 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования.
Данная программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Её основная функция – направление, организация и
контроль деятельности педагогов школы по реализации воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности, тем самым сделать МБОУ
"Панинская ООШ" воспитывающей организацией.
В центре данной программы в соответствии с ФГОС общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ "Панинская ООШ" (далее школа) – это сельская школа. В школе
обучается до 100 человек из с. Панино, с Гавриловское, с. Петровичи, д. Ярустово,
г. Спасск-Рязанский.
Контингент обучающихся школы разнообразный: дети из полных и
неполных семей, опекаемые, есть обучающиеся из неблагополучных
семей. Количество многодетных семей – 12, количество детей из
малообеспеченных семей – 26.
При школе работает дошкольная группа кратковременного пребывания (с 4
до 6,5 лет).
Воспитательный процесс в условиях малокомплектной школы, строится на
взаимодействии детей разного возраста. В небольшом коллективе интенсивнее
идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная
возможность проявить себя в общем деле. В школе все на виду, что при создании
ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким
образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации
на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываются особенности
сельской школы.
Несмотря на отдаленность от культурного центра школа вынуждена брать
на себя функции центра образования и воспитания молодёжи. В свою очередь
сельская школа обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди

которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции,
обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о
младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.
Школа расположена рядом с храмом Параскевы Пятницы. Взаимодействие с
храмом способствует приобщению участников образовательного процесса к
традиционным ценностям православия как культурообразующей религии России.
В течение ряда лет в школе планомерно ведётся работа по расширению
социального партнерства, что открывает новые возможности по апробированию и
внедрению новых форм в сфере духовно-нравственного развития и воспитания и,
как следствие, положительного влияния на формирование ценностного уклада
школьной жизни.
В школе функционируют отряды РДШ, Юнармии, Волонтёрского движения,
работает школьный краеведческий музей «Тропою памяти».
Процесс воспитания в образовательном учреждении основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников
и обучающихся:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательном
учреждении;
 ориентир на создание в образовательном учреждении психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
 системность, целесообразность и нестандартность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательном учреждении
являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

 педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МБОУ "Панинская ООШ"– личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на
обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося
и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции
поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления

социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой);
 уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
 выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе;
 подкармливать птиц в морозные зимы;
 не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
 проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
 стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
 уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;
 уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят;
 уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение
и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и
традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для
обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;

 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного
общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового
возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить
необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в
сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с
ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья
для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;

 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
 вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
 использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу с обучающимися;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания МБОУ "Панинская ООШ"
представлена в виде инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них
ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы
школы.
Инвариативные модули
- «Классное руководство»
- «Школьный урок»
- «Курсы внеурочной деятельности»
- «Самоуправление»
- «Профориентация»
- «Работа с родителями»

Вариативные модули
- «Ключевые общешкольные дела»
- «Детские общественные объединения»
- «Экскурсии, экспедиции, походы»
- «Школьные медиа»
- «Организация предметно-эстетической
среды»

Инвариативные модули
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель, воспитатель,
наставник и т. п.)
МБОУ "Панинская
ООШ"организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в

данном классе; работу с
представителями.

родителями

обучающихся

или

их

законными

Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Работа с классным коллективом:
Инициирование и поддержка участия класса
в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе.

Формы деятельности

Организационные классные
часы (выбор актива класса,
распределение обязанностей,
планирование общеклассных дел),
 КТД.

Познавательная,
трудовая,
спортивнооздоровительная,
духовно-нравственная,
творческая, деятельность, позволяющая:
1) вовлечь учеников с самыми разными
потребностями
(возможность
самореализоваться);
2) установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися класса (учитель
– образец).

Интересные и полезные для
личностного развития
обучающегося,
совместные дела с обучающимися
вверенного класса (проект добрых и
полезных дел).

Поддержка активной позиции каждого
обучающегося в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и
принятия
решений
по
обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды
для общения, основанного на принципах
уважительного отношения к личности
обучающегося.
Сплочение
коллектива
класса
через
организуемые классными руково-дителями
и родителями совместные мероприятия,
включающие в себя элементы подготовки
ученическими микрогруппами необходимых
атрибутов, дающие каждому обучающемуся
возможность
рефлексии
собственного
участия в жизни класса.

Классные часы конструктивного
и доверительного общения
педагогического работника и
обучающихся.

 Символика класса;
 игры и тренинги на сплочение
и командообразование;
 однодневные походы и
экскурсии;
 празднования в классе дней
рождения обучающихся.

Освоение норм и правил общения, которым Правовой классный час по
учащиеся должны следовать в школе.
выработке совместно с
обучающимися законов класса.
Индивидуальная работа с обучающимися:
Изучение
особенностей
личностного 
Наблюдение за поведением
развития
обучающихся
класса
через обучающихся в их повседневной
погружение
обучающегося
в
мир жизни в специально создаваемых
человеческих отношений и соотнесение педагогических ситуациях, в играх;

результатов наблюдения с результатами
бесед классного руководителя с родителями
обучающихся, учителями-предметниками.
Поддержка обучающегося в решении
важных для него жизненных проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассниками или педагогическими
работниками,
выбор
профессии,
организации высшего образования и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость
и
т.п.),
когда
каждая
проблема
трансформируется классным руководителем
в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить.
Индивидуальная работа с обучающимися
класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся
не просто фиксируют свои учебные,
творческие,
спортивные,
личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных
бесед
с
классным
руководителем в начале каждого года
планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
Коррекция поведения обучающегося (при
необходимости).


беседы по актуальным
нравственным проблемам.
 Индивидуальные беседы с
ребёнком, родителями;
 встречи с педагогом;
 ситуации успеха для ребёнка.

Мониторинг личных достижений
каждого учащегося класса.


Индивидуальные беседы с
ребёнком, его родителями или
законными представителями, с
другими обучающимися класса;

персональное ответственное
поручение.
Работа с учителями-предметниками в классе:
Формирование
единства
мнений
и Регулярные консультации классного
требований педагогических работников по руководителя с учителямиключевым
вопросам
воспитания, предметниками.
предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями- предметниками и
обучающимися.
Интеграция воспитательных влияний на Мини-педсоветы по решению
обучающихся.
конкретных проблем класса.
Привлечение учителей-предметников к Внутриклассные дела.
участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность
лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной
от учебной, обстановке.
Привлечение учителей-предметников к
Родительские собрания класса.
участию для объединения усилий в деле
обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
Регулярное информирование родителей о  Классные родительские
школьных успехах и проблемах их собрания;
обучающихся, о жизни класса в целом.
 индивидуальные встречи;
 информация на школьном сайте;
 посещение на дому;
 диалог в родительских группах
(мессенджеры: viber; WhatsApp).
Помощь родителям обучающихся или их
законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией
школы и учителями-предметниками.

 Педагогические ситуации на
классных родительских собраниях;
 индивидуальные консультации;
 организация встреч с учителями
предметниками;
 памятки для родителей.
Родительские классные собрания.

Обсуждение наиболее острых проблем
обучения и воспитания обучающихся.
Соуправление школой в решении вопросов Работа с родительским комитетом
воспитания и обучения их обучающихся.
класса, с Советом профилактики и
службой медиации школы:
 индивидуальные и групповые
беседы;
 заседания по нормативно правовым и организационным
вопросам;
 совместные мероприятия.
Привлечение членов семей обучающихся к
 Приглашение на уроки,
организации и проведению дел класса.
классные собрания;
 предложение роли организатора
внеклассного мероприятия.
Сплочение семьи и школы.
Семейные праздники, конкурсы,
соревнования.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками
МБОУ "Панинская
воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Целевые приоритеты
Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками.

Деятельность
Деловое общение

ООШ"

Методы, приемы, формы
работы
 Живой диалог
(комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с
учащимися);
 поощрение, поддержка,
похвала, просьба, поручение,
коллективное оценивание,
взаимопроверка и оценивание
друг друга учащимися.

Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений.

Ценностно –
ориентированная

Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета.

Познавательная

Применение на уроке
интерактивных форм
работы.

Проектная

Рефлексивная

Познавательная
Творческая
Контрольнооценочная

Творческая

Практическая

 соблюдение «Правил
внутреннего распорядка
обучающихся»;
 использование технологии
«Портфолио»,
взаимоконтроль и самоконтроль
обучающихся.
 Урочная: семинар, лекция,
ролевая игра, защита
проекта, творческий отчет,
экскурсии.
 Использование ИКТ
технологий обучения,
обеспечивающих
современные активности
обучающихся (программытренажеры, тесты,
мультимедийные
презентации,
научно-популярные
передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки
онлайн, видеолекции.
 Внеурочная: конференция,
круглый стол,
интеллектуальный марафон,
библиотечные уроки
 Демонстрация
обучающимся примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности.
 Подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
 Предметные олимпиады.
 Предметные недели.
 Единый тематический урок.
 Интеллектуальные игры,
стимулирующие
познавательную мотивацию.
 Групповая работа или работа
в парах (командное
взаимодействие).

Включение в урок
игровых процедур.

Игровая
Творческая

Организация шефства
мотивированных
обучающихся
над их неуспевающими
одноклассниками

Общественная

 Игры для изучения нового
материала.
 Игры для закрепления;
 Игры для проверки знаний.
 Обобщающие игры;
 Релаксационные игрыпаузы.
 Дискуссия.
 Работа самоуправления.
 Наставничество.
 Совет профилактики.
 Служба школьной
медиации.
Участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях,
научно-практических
конференциях.

Инициирование и
Творческая
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников.
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые
виды
групповой,
парной
и
самостоятельной
деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все
условия
для
развития
высоконравственной,
творческой
всесторонне
развитой личности.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;

поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;

поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
На организацию внеурочной деятельности по определенным 5 направлениям
отводится 5 часов в неделю в каждом классе. За счет часов на внеурочные занятия
школа реализует следующие направления развития личности: спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общекультурное, которые ведут учителя школы.
Направления
Содержание
развития
личности
Общеинтеллект Передача школьникам
уальное
социально значимых знаний,
развивающих их
любознательность,
позволяющих привлечь
внимание к экономическим,
политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам
нашего общества,
формирующих
гуманистическое
мировоззрение и научную
картину мира.
Социальное
Развитие коммуникативных
компетенций школьников,
воспитание у них культуры
общения, развитие умений
слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.

общеинтеллектульное,

Программы
внеурочной
деятельности
«Инфознайка»

«Наглядная
геометрия»
«Я познаю
мир»

«Азбука
безопасности»
«ОБЖ»
«Я и моя
профессия»
«Шахматы»

Спортивнооздоровительное

Духовнонравственное

Физическое развитие
школьников, развитие их
ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение
к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли,
ответственности,
формирование установок на
защиту слабых.
Осознание учащимися
ценностей человеческой
жизни, принятие базовых
национальных, духовнонравственных, семейных
ценностей и формирование
патриотизма.

«Физическая
культура»

«В мире
этикета»

Форма
Практикум,
создание
презентаций,
выполнение
тестовых заданий.
Практикум,
познавательные
игры.
Творческие
работы,
конкурсы,
проекты.
Практикум,
конкурсы,
викторины,
экскурсии.
Практикум,
викторины,
конкурсы.
Проекты.
Практикум,
выполнение
тестовых заданий.
Игры, состязания,
соревнования.

Подготовка
сообщений, сбор
материала и
анализ, заочное
путешествие,
индивидуальная
поисковая работа,
проект.

«Семья и
семейные
ценности»
Общекультурн
ое

Создание благоприятных
условий для просоциальной
самореализации школьников,
направленных на раскрытие их
творческих способностей,
формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного
отношения школьников к
культуре и их общее духовнонравственное развитие.

«Родной край»

«Чёрный
квадрат»

Практикум,
беседы, просмотр
видеоматериалов,
проекты, тестовые
работы.
Экскурсии,
исслеледовательс
кая работа,
проекты.
Практическая
работа, конкурсы,
организация
выставки
творческих работ.

3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это
то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды
деятельности
На уровне школы
Работа совета школьной
службы медиации.

На уровне классов:
Представление интересов
класса в общешкольных делах
и координация работы класса
с работой классных
руководителей.
Ответственность за различные

Формы деятельности
 Выявление конфликтных ситуаций среди
обучающихся и разрешение споров по
урегулированию взаимоотношений;
 представление интересов обучающихся на
Совете профилактики и малых педагогических
советах;

разрешение споров и конфликтных
ситуаций.
Выборы лидера класса, по собственной
инициативе и предложениям классного
коллектива (например, старост, командиров).
Выборы в органы самоуправления класса

направления работы класса.
Организация жизни детских
групп на принципах
самоуправления.
На индивидуальном уровне:
Инициация и организация
проведения личностно
значимых для обучающихся
событий (соревнований,
конкурсов, флешмобов и т.п.)
Самоконтроль и самооценка
выполнения выбранной роли
(поручения).

(например: ответственный за досуг, спорт, учёбу,
озеленение в классе, работу с младшими
обучающимися).

Система распределяемых среди участников
ответственных должностей
(поручений);

периодические самоотчеты о результатах
выполненного поручения.
Классные сборы по планированию, организации,
проведению и анализу общешкольных и
внутриклассных дел.
Рефлексивный час (анализ результатов
выполнения поручения).

3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
МБОУ "Панинская ООШ" по направлению «профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование
по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и
обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Циклы
профориентационных
часов
общения, направленных на подготовку
обучающегося
к
осознанному
планированию и реализации своего
профессионального будущего.

Профориентационные игры.
Профориентационные экскурсии.
Участие в работе всероссийских
профориентационных проектов,
созданных в сети Интернет.

Формы деятельности
 Анкетирование учащихся;
 беседы «Все профессии важны, все
профессии нужны»;
 профориентационные минутки на
уроках;
 классные часы («В мире
профессий» и. т. п );
 встречи с интересными людьми
Деловые игры, квесты, путешествие
по миру профессий.
Экскурсии на местные предприятия.
Просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, посещение
открытых уроков («Проектория»,

«Билет в будущее», «Ключи к
профессии»).
Виртуальный кабинет профориентации для - Освещение перечня училищ,
школьников и родителей.
техникумов, колледжей в Рязанской
области;
- психологические рекомендации и
онлайн тесты, помогающих
школьникам определиться с выбором
дальнейшего профессионального
пути;
- видеоэкскурсии на предприятия,
заводы и фабрики РФ;
- требования к поступлению в
училища, техникумы, колледжи
Рязанской области.
Определение личностного смысла выбора
-Классные часы;
профессии.
- сотрудничество со специалистами
Центра занятости населения (г.
Спасск-Рязанский);
-консультации;
-психологические тренинги,
консультации, тестирования.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся МБОУ
"Панинская ООШ" осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в
данном вопросе.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
На групповом уровне:
Участие в управлении образовательным
учреждением и решении вопросов
воспитания и социализации их
обучающихся.
Обсуждение вопросов возрастных
особенностей обучающихся, формы и
способы доверительного взаимодействия
родителей с обучающимися.
Посещение школьных уроков и
внеурочных занятий для получения
представления о ходе учебно –
воспитательного процесса в школе.
Обсуждение наиболее острых проблем
обучения и воспитания обучающихся.

Формы деятельности
Общешкольный родительский
комитет.
Мастер-классы, семинары, круглые
столы с приглашением специалистов.
Родительские дни.

Общешкольные родительские
собрания.

Получение ценных рекомендаций и
советов от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников и обмен
собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания
обучающихся.
Обсуждение интересующих родителей
вопросов, а также осуществление
виртуальных консультаций психологов и
педагогических работников.

На индивидуальном уровне:
Решение острых конфликтных ситуаций.
Обсуждение и решение острых проблем,
связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося.
Помощь со стороны родителей.

Координация воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.

Семейный всеобуч (очные и с
использованием информационных
средств).

- Родительский форум, онлайн анкетирование на школьном
интернет-сайте, в родительских
группах;
- виртуальные консультации
психологов и педагогических
работников;
- анкетирование (опросы).
Консультации и мероприятия
специалистов службы медиации по
запросу родителей.
Педагогические консилиумы.
Подготовка и проведение
общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной
направленности.
Индивидуальное консультирование
участников. Диагностика
удовлетворенности родителей
работой образовательного
учреждения.

Вариативные модули
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Важным средством воспитания в МБОУ "Панинская ООШ" являются
традиции, которые не только формируют общие интересы, но и придают школе то
особое и неповторимое, что отличает ее от других образовательных организаций и
тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.

В школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как
мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся
между учителями, учениками и родителями.
Воспитательная работа по реализации модуля
В МБОУ "Панинская ООШ" являются приоритетными следующие
направления:
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
На внешкольном уровне:
Ежегодные совместно разрабатываемые и Социально-значимые проекты:
реализуемые
обучающимися 
экологическая
акция
«Сдай
мероприятия
(благотворительной, макулатуру – сохрани дерево»;
экологической
направленности), 
благотворительная ярмаркаориентированные на преобразование выставка «Пасхальный сувенир»;
окружающего школу социума.

субботники.
Мероприятия
и
праздники
для
окружающего
школу
социума,
организуемые совместно с семьями
обучающихся,
которые
открывают
возможности
для
творческой
самореализации
обучающихся
и
включают их в деятельную заботу об
окружающих.
Участие во всероссийских акциях,
посвященных значимым отечественным и
международным событиям.

На школьном уровне:
Ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для обучающихся и
педагогических работников
знаменательными датами, и в которых
участвуют все классы школы

Праздники, спортивные состязания:

День Матери;

День пожилого человека;

Праздник Рождества Христова;

концерт в Панинском СДК,
посвященный Дню Победы;

спортивные состязания.
Патриотические акции:

«Георгиевская ленточка»;

«Свеча памяти»;

«Бессмертный полк»;

акция, посвященная Дню Героев
Отечества.
Общешкольные праздники,
школьный проект:

День Знаний;

День Учителя;

Международный женский день –
8 марта;

Новый год;

День Победы;

«Прощание с азбукой»;

праздник «Прощание с
начальной школой»;

праздник «Последний звонок»;

Новый год
Школьные творческие конкурсы:
 праздник Урожая;
 конкурс чтецов «Живая

классика»;
 конкурс-фестиваль
литературного творчества «Слово
доброе посеять»;
 школьный конкурс
патриотической песни «Поклон тебе,
солдат России»;
 школьный конкурс детского
творчества «Зеркало природы».

Мероприятия, посвященные значимым
отечественным и международным
событиям.

Активное участие обучающихся и
педагогических работников в жизни
школы, защита чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы.
На уровне классов:
Делегирование представителей классов в
общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел.
Реализация общешкольных ключевых
дел.
Итоговый анализ общешкольных
ключевых дел, участие представителей
классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов
дела.
На уровне обучающихся:

Спортивные состязания:
 всемирный День здоровья;
 спортивное мероприятие «А нука, парни!»;
 школьные соревнования по
шашкам и шахматам;
 «Зарница».
Мероприятия:
 День солидарности в борьбе с
терроризмом;
 Месячник «Вместе против
наркотиков»;
 День народного единства;
 «День Неизвестного Солдата»;
 День Космонавтики;
 Слёт детско-юношеского
военно-патриотического движения
«ЮНАРМИЯ»;
 Акция «Красный тюльпан».
Церемонии награждения (по итогам
года, олимпиад, конкурсов и
соревнований)

Выборные собрания учащихся.

Участие школьных классов в
реализации общешкольных ключевых
дел.
Отчетный час для обучающихся,
педагогов и родителей.

Вовлечение по возможности каждого
ребенка в ключевые дела школы в одной
из
возможных
для
них
ролей:
сценаристов,
постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных
за
костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.).
Освоение навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел.
Наблюдение за поведением ребенка в
ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами
и другими взрослыми.
Коррекция поведения обучающегося (при
необходимости) через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.

Распределение и поручение ролей
учащимся класса.

Индивидуальная помощь ребенку (при
необходимости).
Организованные ситуации подготовки,
проведения и анализа ключевых дел.

Частные беседы с обучающимся;
включение в совместную работу с
другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для
обучающегося.

3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе МБОУ "Панинская ООШ" детское общественное
объединение
–
это
добровольное,
самоуправляемое,
некоммерческое
формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
(ст. 5).
№
1

Название
объединения
РДШ

Деятельность
 Вовлечение обучающихся и прием в РДШ;
 организация и ведение школьного учета членов РДШ
и их участие в мероприятиях;
 организация мероприятий и их анализ по
направлениям деятельности РДШ;
 организация проведения Всероссийских дней единых
действий;
 привлечение обучающихся, членов РДШ к участию в
научно-практических конференциях, предметных
олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и
творческих конкурсах;
 создание условий для развития детской инициативы;

2

3

 участие в обсуждении кандидатур на награждение.
Юнармейский
 Привлечение обучающихся к вступлению в
отряд «Отважные» «Юнармию»;
 организация и проведение спортивно-патриотических
игр, олимпиад, конкурсов, Вахт Памяти, юнармейских
слетов через реализацию следующих функций:
- распределение поручений за определенный участок
деятельности;
- разработка сценария или хода мероприятий;
- организация рекламы о месте и времени проведения;
- приглашение гостей;
- участие в смотре строя и песни;
- проведение поисковой работы;
 организация участия во Всероссийских акциях
ВВПОД «Юнармия» в социальных сетях;
 представление юнармейцев на награждение.
Волонтёрский
 Вовлечение обучающихся в волонтерскую
отряд
деятельность;
«Доброделы».
 организация и проведение волонтерских акций,
помощи труженикам тыла, детям войны;
 организация участия во Всероссийских акциях
патриотической и экологической направленностях;
 пропаганда ЗОЖ.

Модуль 3.9. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
Организация классными
 Регулярные пешие и велосипедные
руководителями и родителями
прогулки,
экскурсии
или
походы
обучающихся совместных видов
выходного дня, организуемые в классах
коллективной познавательной и
их
классными
руководителями
и
спортивно – оздоровительной
родителями школьников на природу и
деятельности.
территории родного края;
 интерактивные занятия, сюжетно –
ролевые игры с распределением среди
обучающихся ролей и соответствующих
им заданий, например: «фотографов»,

«разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»;
 школьная утренняя зарядка;
 час здоровья.
3.10. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется с использованием
следующих видов и форм деятельности:
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-группу Вконтакте с целью освещения
деятельности образовательного учреждения в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к проблемам и нуждам школы,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы
открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда в МБОУ
"Панинская ООШ", при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний
мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
Оформление
интерьера
школьных Оформление школы к традиционным
помещений
(рекреации,
школьных мероприятиям
(День
Знаний,
кабинетов и т.п.) и их периодическая Последний звонок, 8 Марта, Новый
переориентация, которая может служить год, День Победы), центральный холл
хорошим
средством
разрушения (стенд: символы России, уголок
негативных установок школьников на безопасности,
малая
галерея
учебные и внеучебные занятия.
педагогов школы);
Оформление стендов в школьном
музее «Тропою памяти».
Размещение на стенах школы регулярно - Выставка рисунков к
сменяемых экспозиций: творческих работ знаменательным датам календаря,
школьников, позволяющих им реализовать - выставка фоторабот обучающихся,
свой творческий потенциал, а также - стендовая презентация;
знакомящих их с работами друг друга; - подготовка к ГИА;
картин определенного художественного - правовой уголок;
стиля,
знакомящего
школьников
с - информационные стенды для
разнообразием эстетического осмысления родителей и обучающихся.
мира;
фотоотчетов
об
интересных

событиях,
происходящих
в
школе
(проведенных
ключевых
делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.).
Благоустройство
пришкольной Проект «Школьный двор» (разбивка
территории.
клумб;
посадка
растений,
оборудование во дворе школы
беседок, спортивных и игровых
площадок,
доступных
и
приспособленных для обучающихся
разных возрастных категорий).
Благоустройство классных кабинетов, Оформление классных уголков
осуществляемое
классными
руководителями вместе со школьниками
своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для
длительного
общения
классного
руководителя со своими детьми.
Событийный дизайн – оформление Создание фотозоны к традиционным
пространства проведения конкретных школьным праздникам, оформление
школьных
событий
(праздников, школы
к
традиционным
церемоний,
торжественных
линеек, мероприятиям.
творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.).
Акцентирование внимания на важных
Оформление здания школы: Новый
событиях посредством элементов
год,
День
Победы,
День
предметно-эстетической среды (стенды,
государственного флага, приём в
плакаты) на важных для воспитания
юнармейский отряд и т.д.
мероприятиях, ценностях школы, ее
традициях, правилах.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в МБОУ "Панинская ООШ" воспитательной
работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого образовательного
учреждения с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации МБОУ "Панинская ООШ") внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;


принцип
приоритета
анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий
экспертов
на
использование
его
результатов
для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№
п/
п

Направление

Критерии

1

Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся

2

Состояние
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых

Динамика
личностного
развития
обучающихс
я
каждого
класса
Наличие
интересной,
событийно
насыщенной
и личностно
развивающе
й
совместной
деятельности
обучающихс
я
и взрослых

Способ
получения
информации

Ответственны Оценочны
е
й
инструмен
-тарий
Педагогическое Классные
Методика
наблюдение
руководители, Н.П.
(в протокол
заместитель
Капустина
ШМО – наличие директора по
проблем)
УВР
Беседы с
обучающимися
и
их родителями,
педагогическим
и
работниками,
лидерами класса
и
школы,
(в протокол МО
или педсовета –
результаты
качества
воспитания по
выбранным
показателям)

Заместитель
директора по
УВР
Классные
руководители,
Активные
родители

Анкеты
(опросы)
для
учащихся и
родителей
по
итогам
проведения
воспитател
ьных
мероприяти
й

Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
Название
Показатели
Метод
Ответственный
модуля
мониторинга
Классное
Качество совместной
Анализ динамики
Классный
руководство
деятельности
отзывов
руководитель
классных
родителей
руководителей и их (письменных)
классов
Качество
Динамика
Заместитель
воспитательной
показателей отчета
Директора по
работы классных
классного
УВР,
руководителей
руководителя по
классные
установленной
руководители
форме
Школьный урок Качество реализации
Анализ динамики
Заместитель
личностно
результатов
директора по
развивающего
поведения и
УВР
потенциала школьных активности
уроков
учащихся на уроках,
ВШК
Курсы
Качество
Анализ динамики
Заместитель
внеурочной
организуемой в школе результатов
Директора по
деятельности
внеурочной
внеурочной
УВР, педагогдеятельности
деятельности
организатор
(творческие отчеты) внеурочной
деятельности
Самоуправление Качество
Анализ динамики
Классный
существующего в
продуктивной
руководитель
школе детского
активности
самоуправления
обучающихся в
жизнедеятельности
класса (школы)
Профориентация Качество
Диагностика,
Заместитель
профориентационной мониторинг
директора по
работы школы
предпочтений,
УВР
обучающихся в
выборе будущей
профессии
Работа
с Качество
Анализ динамики
Классный
родителями
взаимодействия
охвата
руководитель
школы и семей
детей/родителей и
обучающихся
результативности
проведенных
совместных
мероприятий
Ключевые
Качество проводимых Анализ динамики
Заместитель
общешкольные
общешкольных
результатов
директора,
дела
ключевых дел
анкетирования
педагог-

участников
Детские
общественные
объединения

Качество
функционирующих на
базе школы детских
общественных
объединений

Экскурсии,
экспедиции,
походы

Качество проводимых
в
школе экскурсий,
походов

Школьное медиа Качество работы
школьного медиа

Организация
предметноэстетической
среды

Качество организации
предметноэстетической среды
школы

Анализ динамики
продуктивной
активности
обучающихся по
направлениям
деятельности
общественных
объединений
Анализ динамики
охвата детей и
результативности
проведенных
экскурсий, походов
Отчет о наличии
содержательной
информации о
трансляции
воспитательной
практики
Информация о
наличии и
выполнении
паспорта развития
кабинета;
информация о
наличии
функциональных
зон
пространства
школы

организатор
внеурочной
деятельности
Заместитель
директора по
УВР, старшая
вожатая

Классный
руководитель

Классный
руководитель

Заместитель
директора,
классные
руководители

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА \2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД \ МБОУ "ПАНИНСКАЯ ООШ"
1-9 КЛАССЫ
МОДУЛЬ «Ключевые общешкольные дела»
Дела
Классы Ориентировочн
Ответственные
ое
время
проведения
Торжественная линейка «День
1-9
1 сентября
Учитель музыки,
Знаний»
классные
руководители
Мероприятия месячников
1-9
сентябрь
Учитель ОБЖ,
безопасности и гражданской
классный
защиты детей (по профилактике
руководители
ДДТТ, пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма,
разработка схемы-маршрута
«Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация
учащихся из здания)
Осенний кросс
1-9
сентябрь
Учитель
физкультуры
Единый день профилактики
7-9
октябрь
Классные
правонарушений и
руководители
деструктивного поведения
(правовые, профилактические
игры, беседы и т.п.)
День пожилого человека
1-9
октябрь
Классные
руководители
День Учителя. День
1-9
октябрь
Классные
самоуправления
руководители
День Интернета.
1-9
октябрь
Учитель
Всероссийский урок
информатики
безопасности школьников в сети
Интернет
Конкурс чтецов, посвященный
2-9
октябрь
Учитель русского
дню
языка и литературы,
рождения С.А.Есенина
учителя начальных
классов
Урок памяти (День памяти
5-9
октябрь
Учитель истории
политических репрессий)
День народного единства и
Казанской иконы Божьей
Матери.
Выставка рисунков, фотографий,
акции по поздравлению мам с

1-4
5-9

ноябрь

Классные
руководители

1-9

ноябрь

Старшая вожатая

Днем матери, поздравительная
открытка.
Всемирный день борьбы со
СПИДом
«День Конституции»

8-9

декабрь

Учитель ОБЖ

1-4
5-9
5-9

декабрь

Новый год и Рождество
Христово в школе: украшение
кабинетов, оформление окон,
конкурс плакатов, поделок,
праздничная программа.
День воинской славы
«Блокада Ленинграда»
Соревнования по настольному
теннису
Акция «Покорми птиц зимой»

1-4
5-9

декабрь-январь

Классные
руководители
Учитель
истории,
классные
руководители.
Классные
руководители,
старшая вожатая

5-9

январь

5-9

январь

День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества

5-9

Месячник патриотического
воспитания ко Дню Защитника
Отечества.
Поздравление пап и дедушек,
мальчиков, конкурс рисунков,
весёлые старты.
Уроки мужества.
Военно-патриотическая игра
«Зарница».
«Ярмарка проектов» (защита
проектов и исследовательских
работ)
8 Марта в школе: конкурсная
программа, выставка рисунков,
акция по поздравлению мам,
бабушек, девочек.
Праздник «Прощание с
Азбукой»
Дни экологической безопасности

1-9

февраль

5-9

март

Зам. директора по
УВР.

1-9

март

Старшая вожатая,
классные
руководители

1

март

1-9

апрель-май

День космонавтики: выставка
рисунков.

1-4
5-9

апрель

Классный
руководитель
Учитель биологии,
классные
руководители
Учитель
изобразительного

День Героев Отечества

1-4

декабрь

Старшая вожатая

Учитель
физкультуры
декабрь-февраль Классные
руководители
февраль
Библиотекарь,
Классные
руководители.
Учитель
физкультуры,
классные
руководители

апрель

искусства
Учитель ОБЖ

День пожарной охраны.
Тематический урок ОБЖ
Праздник Светлой Пасхи

1-4
5-9
1-9

апрель-май

Мероприятия месячника ЗОЖ
«Здоровое поколение».
Весенний День здоровья Акция
"Школа против курения".
Туристический поход.
День Победы: «С праздником,
ветеран!», Вахта памяти у
памятника «Павшим в годы
войны», концерт в ДК, проект
«Окна Победы» и др.
Торжественная
линейка
«Последний звонок»

1-9

май-июнь

1-9

май

Классные
руководители,
старшая вожатая

1-9

май

Всемирный День защиты детей

1-9

июнь

Классный
руководитель 9
класса, старшая
вожатая
Старшая вожатая

Учитель ОПК,
классные
руководители
Классные
руководители,
учитель
физкультуры

МОДУЛЬ «Курсы внеурочной деятельности»
Название курса
Классы
Количество
Ответственные
часов
в неделю
«Шахматы»
1-4
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«В мире этикета»
1-4
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«Инфознайка»
1-4
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«Азбука безопасности»
1-4
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«Физическая культура»
1-4
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«Наглядная геометрия»
5-6
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
«Чёрный квадрат»
5-6
1
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности

«ОБЖ»

5-7

1

«В мире этикета»

5-7

1

«Родной край»

7-9

1

«Я познаю мир»

7-9

1

«Я и моя профессия»

8-9

1

«Семья и семейные ценности»

8-9

1

МОДУЛЬ «Самоуправление»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
ое
время
проведения
Выборы
лидеров,
активов
1-9
сентябрь
классов,
распределение
обязанностей.
Работа в соответствии с
1-9
В течение года
обязанностями
МОДУЛЬ «Профориентация»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
ое
время
проведения
Участие в работе всероссийских
5-9
В течение года
профориентационных проектов
(«Билет в будущее»,
«ПроеКториЯ», «Ключи к
профессии»)
Мероприятия месячника
1-9
январь
профориентации в школе «Мир
профессий».
- Конкурс рисунков,
- просмотр презентаций,
- диагностика.
Классные часы:
В течение года
«Кем я хочу быть» «Профессии
1-4
моих родителей»

Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Педагог-организатор
внеурочной
деятельности
Ответственные

Классные
руководители
Классные
руководители
Ответственные

Классные
руководители

Классные
руководители 1-9
классов

Классные
руководители

«Мир профессий. Профессии
появляются и исчезают»

5-7

«Планирование
профессионального пути».
Часы общения: получение
образования – основа выбора
профессии (ст. 37. Конституции
РФ)
Памятка «Выбираю профессию».
«Ошибки при выборе
профессии».
Диспут «Цель и смысл жизни.
Что от жизни ждать»

8-9
8-9

В течение года

Классные
руководители

Встречи с интересными людьми

1-9

В течение года

Классные
руководители

Профориентационные минутки
на уроках.

1-4

В течение года

Классные
руководители

МОДУЛЬ «Школьные медиа»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
Ответственные
ое
время
проведения
Видео-, фотосъемка классных
7-9
В течение года
учитель
мероприятий.
информатики
Размещение фотографий
7-9
В течение года
учитель
мероприятий, интересных
информатики
событий. конкурсов
технического творчества в
интернет- группах
МОДУЛЬ «Детские общественные объединения»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
Ответственные
ое
время
проведения
Акция «Беслан, мы помним»
5-9
Сентябрь
Старшая вожатая
Акция «Школьный двор»
1-9
Октябрь
Весенняя Неделя Добра
1-9
Апрель
Акция «Поздравь ветерана!»
5-9
Май
Акции к празднованию Дня
1-9
Май
Победы.
Конкурс «Большая перемена»
5-9
В течение года
Акция «Добрая суббота»
1-9
В течение года
Классные

Акция «Сдай макулатуру
сбереги дерево»
Слёт юнармейцев

–

1-9

В течение года

5-9

февраль

руководители
Классные
руководители
Ответственный за
Юнармейское
движение
Старшая вожатая

Участие в проектах и акциях
5-9
В течение года
РДШ
Акция «Ветеран живёт рядом»
5-9
В течение года
Старшая вожатая
МОДУЛЬ «Экскурсии, экспедиции, походы»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
Ответственные
ое
время
проведения
Посещение выездных
1-9
В течение года
Классные
представлений театров в школе.
руководители
Посещение мероприятий в Доме
1-9
В течение года
Классные
культуры села.
руководители
Экскурсия в школьный музей
1-9
январь
Руководитель
объединения
«Музейное дело»
Сезонные экскурсии по родному
1-9
По плану
Классные
краю
классных
руководители
руководителей.
Поездки за пределы Рязанской
1-9
1 раз в год
Директор школы,
области.
классные
руководители
Туристические походы «В поход
1-9
май
Классные
за здоровьем»
руководители
МОДУЛЬ «Организация предметно-эстетической среды»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
Ответственные
ое
время
проведения
Выставки рисунков, фотографий
1-9
В течение года Учитель
творческих работ, посвященных
изобразительного
событиям и памятным датам.
искусства.
Оформление
классных
1-4
В течение года Классные
уголков.
5-9
руководители
Оформление уголка
5-9
Сентябрь,
Учитель ОБЖ
«Правила поведения при
октябрь
пожаре», уголка «Действия
при угрозе
террористического акта» и
«Правила поведения при
ЧС природного и
техногенного характера»

Оформление
«Здоровье»

уголка

1-9

В течение года

Трудовые десанты по уборке
5-9
Сентябрь,
территории школы
октябрь
Трудовой десант по озеленению
5-9
Апрель - июнь
школьных клумб
Праздничное украшение
5-9
В течение года
кабинетов, окон.
МОДУЛЬ «Работа с родителями»
Дела, события, мероприятия
Классы Ориентировочн
ое
время
проведения
Участие родителей в проведении
1-9
В течение года
общешкольных, классных
мероприятий: новогодний
праздник, праздник «Светлой
Пасхи», Рождество Христово,
Последний звонок и др.
Общешкольное родительское
1-9
ноябрь, март
собрание
Педагогическое просвещение
1-9
1 раз/четверть
родителей по вопросам
воспитания детей
Информационное оповещение
1-9
В течение года
через школьный сайт
Индивидуальные консультации
1-9
В течение года
для родителей.
Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения
детей

Учитель
физкультуры и
ОБЖ, классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Ответственные

Классные
руководители

Директор школы
Классные
руководители
Заместитель
директора по УВР
Классные
руководители

По плану
Классные
классных
руководители
руководителей
Выбранны По плану Совета Председатель
е
Совета
представи
тели
1-9

Работа комиссии по
Выбранны
По
Комиссия службы
урегулированию споров между
е
необходим
школьной медиации
участниками образовательных
представи
ости
отношений (служба школьной
тели
медиации)
МОДУЛЬ «Классное руководство»
Дела, события, мероприятия
Ориентировочно
Ответственные
Классы
е

Кино-уроки,
онлайн-уроки финансовой
грамотности.
Беседы о правилах поведения в
школе; об Уставе школы; об
этикете; «Мой режим дня»
«Внимание, дорога!», «Выбираю
здоровую жизнь», «Главный
закон страны», «Добрым быть
совсем не просто», «О чести и
достоинстве», «Каким я хочу
видеть свой класс».
Беседы о поведении в
общественных местах, о
противопожарной безопасности,
о поведении в чрезвычайных
ситуациях, об организации
своего свободного времени, о
важности внеурочной занятости,
об обязанностях человека, о
нормальном и отклоняющемся
поведении, о правонарушениях и
преступлениях.
Классные часы, посвященные
семейным традициям,
материнской славе, истории
школы; «Всемирный день прав
ребенка», о традиционных
зимних русских праздниках,
о безопасности в школе, дома, на
улице, в интернете; об
организации свободного
времени; «Что такое РДШ»
«Простые истории человеческой
дружбы», о воинской славе
России; посвященные Дню
космонавтики; «Спешите делать
добро».
Традиционные школьные дела.
Торжественная линейка «День
Знаний», «День пожилого
человека», «День Учителя»,
«День Матери», «Новый год»,
«День российской армии и
флота», «8 Марта», «Прощание с

1-9

время
проведения
В течение года

1-4
В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители
Классные
руководители 1-4
классов

1-4

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей

Классные
руководители 1-4
классов

1-4

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 1-4
классов

Азбукой», День Победы», «До
свидания начальная школа» и др.
Индивидуальная работа с
учащимися: изучение
особенностей личностного
развития: наблюдение.
Собеседование, анализ, выводы,
коррекция.
Помощь каждому ребенку в
планировании, достижении,
анализе собственных
результатов (портфолио)

1-4

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 1-4
классов

Работа с родителями учащихся
(законными представителями):
регулярное информирование
родителей об успехах и
проблемах их ребенка.
Организация родительских
собраний с целью обсуждения
актуальных проблем обучения и
воспитания.
Привлечение членов семей к
организации и проведению дел в
классе.
Беседы: «Устав школы»,
«Законы государства»,
«Школьный этикет», «Со
спортом дружить – здоровым
быть», о профилактике гриппа,
ОРВИ, зависимостей от ПАВ,
«Мое хобби», «Хочу и надо»;
«Будь здоров!», «О подвигах, о
доблести, о славе», «Что такое
нормы толерантного
поведения?», о правах и
обязанностях каждого члена
общества, о правонарушениях и
преступлениях, о поведении в
общественных местах, о технике
безопасности, о
противопожарной безопасности,
о поведении в чрезвычайных
ситуациях.
Классные часы: «Мое здоровье –
в моих руках», «Мы против
наркотиков и СПИДа», «Я и мои

1-4

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 1-4
классов

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 5-9
классов

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным

Классные
руководители 5-9
классов

друзья – вместе дружная семья»,
«Учимся терпимости»,
«Безопасность на дороге»,
«Всемирный день прав ребенка»,
«Простые истории человеческой
дружбы», «Что я знаю о
терроризме»
Традиционные школьные дела:
Торжественная линейка «День
Знаний», «День пожилого
человека», «День Учителя»,
«День Матери», «Новый год»,
«День российской армии и
флота», «8 Марта», День
Победы», «Последний звонок», и
др.
Индивидуальная работа с
учащимися: помощь каждому
ребенку в планировании,
достижении, анализе
собственных результатов
(портфолио), поддержка каждого
ребенка:
- проблема;
- задача по ее решению;
- помощь в ее осуществлении;
- рефлексия.
Беседы. Тренинги. Поручения.
Работа с учителямипредметниками: регулярные
консультации с целью
выработки единства мнений и
требований с целью
предупреждения и разрешения
конфликтов между педагогами и
учащимися. Привлечение
учителей к участию во
внутриклассных делах и
родительских собраниях.
Работа с родителями учащихся
(законными представителями):
регулярное информирование
родителей об успехах и
проблемах их ребенка и всего
класса. Помощь родителям
(законным представителям) в
регулировании отношений с
учителями и администрацией

планам работы
классных
руководителей)

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 5-9
классов

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 5-9
классов

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 5-9
классов

5-9

В течение года
(согласно
индивидуальным
планам работы
классных
руководителей)

Классные
руководители 5-9
классов

школы. Привлечение членов
семей к организации и
проведению дел в классе.
Участие в конкурсах

Формы организации
деятельности

5-9

В течение года

МОДУЛЬ «Школьный урок»
Классы
Ориентиров
очное
время
проведения

Предметные недели

Классные
руководители
Ответственные

1-4

ноябрь –
декабрь

Учителя начальных
классов

5-9

январьапрель
сентябрьфевраль

Учителяпредметники
Зам.директора по УВР
Учителяпредметники

Всероссийская олимпиада
школьников

4-9

Участие в предметных
конкурсах, научно-практических
конференциях
Живой диалог с целью
завоевание доверия учащихся к
учителю через уважение
личности каждого младшего
школьника, требовательное,
но ровное отношение к каждому
ученику, благожелательный тон.
Использование на уроке
интерактивные формы работы:
работу в парах и группах –
постоянного и сменного состава
(умение работать в команде и
взаимодействовать);
интеллектуальные игры
(стимулирование
познавательной активности,
формирование позитивной
мотивации учения);
использование на уроке
элементов игры для выработки
мотивации младших школьников
к учению и формированию
дружеской атмосферы в классе.
Организация деятельности по
реализации групповых и

5-9

В течение года

1-4

В течение года Учителя начальных
(согласно
классов
индивидуальным
планам работы
учителей
начальных
классов)

индивидуальных проектов,
приобретения опыта
самостоятельного решения
проблемы.
Честное и открытое отношение
ко всем ученикам класса,
высокий уровень
профессионализма, логичность и
последовательность
предъявляемых требований.
Побуждение к осмыслению,
выработке собственного
отношения к ценностному
аспекту изучаемой на уроке
информации.
Применение в работе
интерактивные формы: работу в
парах и группах (не только
умение работать в команде и
взаимодействовать, но
критически осмыслить уровень
собственной подготовки в
сравнении с товарищами).
Организация шефского
взаимодействия сильного и
слабого учащихся класса для
приобретения опыта
сотрудничества и взаимной
помощи.
Сопровождение
исследовательской деятельности
подростков по реализации
индивидуальных
исследовательских проектов.

5-9

В течение года Учителя-предметники
(согласно
индивидуальным
планам работы
учителейпредметников)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.03.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (49135) 3-63-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».